Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль рекламных расходов.

Ответ:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Федеральный закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, учитываются в порядке, предусмотренном в пункте 4 данной статьи Кодекса.

В пункте 4 статьи 264 Кодекса указаны виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением рекламных мероприятий в понимании Федерального закона N 38-ФЗ, учитываются для целей налога на прибыль организаций в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2023 N 03-03-06/1/126718

Вопрос:

О внесении изменений в инвестиционную декларацию участником РИП.

Ответ:

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 25.10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) форма инвестиционной декларации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (приказ ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@).

В указанной инвестиционной декларации предусматриваются, в частности, такие показатели, как “количество создаваемых рабочих мест”, “налоговые платежи от реализации инвестиционного проекта”.

При этом внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации регионального инвестиционного проекта (далее – РИП), осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления участника РИП, составленного в произвольной форме, содержащего обоснование необходимости внесения таких изменений, в порядке, предусмотренном статьей 25.11 НК РФ для включения организации в реестр участников РИП (пункт 2 статьи 25.12 НК РФ).

Основания, по которым возможен отказ по внесению изменений в инвестиционную декларацию, поименованы в пункте 3 статьи 25.12 НК РФ.

В частности, отказ по внесению изменений в инвестиционную декларацию предусмотрен в случае, если в результате вносимых изменений РИП перестанет удовлетворять иным требованиям, предусмотренным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 3 статьи 25.12 НК РФ).

При этом субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования для участников РИП при включении их в реестр участников РИП (подпункт 5 пункта 1 статьи 25.11 НК РФ).

Поскольку законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к участникам РИП, то особенности последствий изменения инвестиционной декларации могут регулироваться и в том числе соответствующими положениями законов субъектов Российской Федерации.

Иных оснований для отказа по внесению изменений в инвестиционную декларацию положениями НК РФ не предусмотрено.

При этом учитывается, что согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 25.12 НК РФ статус участника РИП подлежит прекращению на основании вступившего в силу решения по результатам налоговой проверки, проведенной в порядке, установленном НК РФ, выявившей несоответствие РИП и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, а также невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП, – со дня включения организации в реестр участников РИП.

Учитывая изложенное, участник РИП имеет право внести изменения в инвестиционную декларацию в целях исключения несоблюдения им обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, и, как следствие, прекращения статуса участника РИП.

В частности, участник РИП вправе внести в инвестиционную декларацию изменения, касающиеся уточнения таких показателей, как “количество создаваемых рабочих мест” и “налоговые платежи от реализации инвестиционного проекта”, в соответствии с пунктом 2 статьи 25.12 НК РФ. То обстоятельство, что показатели “количество создаваемых рабочих мест” и “налоговые платежи от реализации инвестиционного проекта” не являются сведениями, содержащимися в реестре участников РИП (согласно приказу ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/328@ “Об утверждении Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре” (далее – приказ ФНС России N ММВ-7-3/328@)), не является основанием для отказа во внесении изменений в инвестиционную декларацию в соответствии с пунктом 3 статьи 25.12 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.10 НК РФ реестр участников РИП ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решений и сведений, направляемых в порядке, предусмотренном статьей 25.10 НК РФ, налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика – участника РИП (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) и уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В реестре отражаются сведения об участниках РИП, а также сведения о РИП, содержащиеся в соответствующих инвестиционных декларациях. Порядок ведения реестра, состав сведений, содержащихся в реестре, и форма инвестиционной декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно приказу ФНС России N ММВ-7-3/328@ реестр участников РИП содержит, в частности, дату, с которой организация подлежит включению в реестр участников РИП.

В случае внесения изменений в инвестиционную декларацию и (или) в реестр участников РИП дата включения организации в реестр участников РИП изменению не подлежит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2023 N 03-03-06/1/126697

Вопрос:

Об исполнении доверительным управляющим или брокером функций налогового агента по НДФЛ при осуществлении операций с ценными бумагами в интересах налогоплательщика.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 214.1 Кодекса в целях указанной статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Абзацем вторым пункта 7 статьи 214.1 Кодекса предусмотрено, что доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В соответствии с положениями пункта 13 статьи 214.1 Кодекса суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченные налогоплательщиком в составе расходов на приобретение ценной бумаги (при условии возможности определения такого дохода до выплаты процентного (купонного) дохода), уменьшают доход в виде купона, полученного налогоплательщиком по такой ценной бумаге впервые после ее приобретения. В случае уменьшения в соответствии с абзацем двадцать шестым пункта 13 статьи 214.1 Кодекса дохода в виде купона на суммы накопленного процентного (купонного) дохода сумма расходов на приобретение соответствующей ценной бумаги, учитываемая при продаже (погашении) соответствующей ценной бумаги, уменьшается на сумму такого накопленного процентного (купонного) дохода.

Вышеуказанная норма вступает в силу с 1 января 2024 года и, соответственно, применяется к доходам в виде купона, полученным с указанной даты.

Абзацем первым пункта 4 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

Таким образом, налоговый агент, в том числе брокер и депозитарий, при определении налоговой базы налогоплательщика учитывает фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 226.1 Кодекса в случае выплаты депозитарием дохода в виде процента (купона) по облигациям на брокерский счет, специальный брокерский счет или банковский счет доверительного управляющего, используемый указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, налоговым агентом по указанному доходу признается соответствующий брокер или доверительный управляющий.

Вместе с тем учитывается, что согласно положениям подпункта 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса, в частности, налоговым агентом при получении доходов от осуществления операций (в том числе учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете) с ценными бумагами и при осуществлении выплат по ценным бумагам признается доверительный управляющий или брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика указанные операции на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком. При этом каждый налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществленных налоговым агентом в интересах этого налогоплательщика в соответствии с указанными договорами, за вычетом соответствующих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.12.2023 N 03-04-06/125872

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламу, понесенных российской организацией с участием немецкой организации.

Ответ:

В пункте 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 “Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество” (далее – Соглашение) предусмотрено, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с участием немецкой компании (далее – организация), для целей исчисления налога на прибыль организаций учитываются в полном объеме при условии, что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 585 “О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения” (далее – Указ) приостановлено действие статей 5 – 22 и 24 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. (далее – Соглашение), а также пунктов 2 – 7 Протокола к нему.

Согласно пункту 4 Указа и ноте Министерства иностранных дел Российской Федерации от 8 августа 2023 г. N 5700/н/3ЕД, направленной Посольству Федеративной Республики Германия в г. Москве, положения вышеуказанного международного договора приостанавливают свое действие с 8 августа 2023 года до устранения германской стороной допущенного ею нарушения законных экономических и иных интересов Российской Федерации, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении Российской Федерации Соглашения и Протокола к нему.

Таким образом, налогообложение указанных организаций начиная с 08.08.2023 осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Отмечается, что порядок отнесения расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций регулируется подпунктом 28 пункта 1 и пунктом 4 статьи 264 Кодекса, согласно которым к таким расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

При этом нормы пункта 4 статьи 264 Кодекса предусматривают как ненормируемые, так и нормируемые расходы на рекламу.

В частности, к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся расходы на рекламу, не указанные в абзацах втором – четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, которые для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса (абзац пятый пункта 4 статьи 264 Кодекса).

Согласно положениям статьи 249 Кодекса доходом от реализации в целях главы 25 Кодекса признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Поскольку при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (пункт 7 статьи 274 Кодекса), а налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса), полагается, что в целях применения пункта 4 статьи 264 Кодекса организации в данном случае определяют выручку с 01.01.2023.

При этом ограничение по норме признания расходов на рекламу (1 процент) в целях налогообложения действует к указанным расходам, осуществленным начиная с 08.08.2023.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2023 N 03-08-05/124599

Вопрос:

О начислении арендатором амортизации на капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

В соответствии с абзацами пятым и шестым пункта 1 статьи 258 Кодекса капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в пункте 1 статьи 256 Кодекса, амортизируются в следующем порядке:

капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 Кодекса;

капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Таким образом, арендатор вправе начислять амортизацию на капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия собственника имущества, в части затрат, не возмещаемых арендодателем, в течение срока действия договора аренды. После прекращения договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по указанному имуществу.

В случае возмещения (частичного возмещения) арендодателем арендатору расходов, произведенных арендатором в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, часть таких капитальных вложений, не учтенных в период начисления амортизации, подлежащая возмещению, может быть учтена арендатором для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 Кодекса при условии соответствия таких расходов требованиям пункта 1 статьи 252 Кодекса.

При этом корректировка ранее начисленной арендатором в период действия договора аренды суммы амортизации на указанные капитальные вложения не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2023 N 03-03-06/1/123828

Вопрос:

О применении пониженных ставок налога на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, доля участия РФ в которой составляет не менее 50%, в случае снижения доли в течение налогового периода.

Ответ:

Налог на прибыль организаций

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее – ИТ-организация), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 – 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса).

Согласно абзацам девятнадцатому и двадцать первому пункта 1.15 статьи 284 Кодекса вне зависимости от выполнения иных условий, установленных данным пунктом, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций не подлежит применению организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 50 процентов.

Таким образом, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации, в которой прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация с долей такого участия не менее 50 процентов, не вправе применять предусмотренную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в соответствующем налоговом периоде.

Следовательно, если в течение налогового периода доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации в такой организации снизится и станет менее 50 процентов, то данная организация вправе применять предусмотренную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса налоговую ставку по налогу на прибыль организаций только с начала следующего налогового периода при выполнении соответствующего условия о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий.

Страховые взносы

Согласно пункту 5 статьи 427 Кодекса для российских ИТ-организаций условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента (пункт 2.2 статьи 427 Кодекса) на бессрочный период являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в указанном пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Вместе с тем согласно абзацам девятнадцатому и двадцать первому пункта 5 статьи 427 Кодекса вне зависимости от выполнения иных условий, установленных настоящим пунктом, единый пониженный тариф страховых взносов не подлежит применению организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 50 процентов.

Учитывая, что все вышеуказанные условия должны выполняться одновременно, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, при выполнении вышеупомянутого условия о необходимой доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетных (расчетного) периодов вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов с месяца, в котором доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации снизится и будет составлять менее 50 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2023 N 03-15-07/123282

Вопрос:

О применении ставки НДС 0% при передаче дочерней организации воздушных судов (авиадвигателей, запчастей и комплектующих изделий) в виде вклада в имущество без внесения изменений в уставный капитал.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). При этом в целях применения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Перечни операций, не являющихся объектом налогообложения НДС и освобождаемых от налогообложения НДС, установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса. Поскольку операции по передаче имущества (без увеличения уставного капитала хозяйственного общества) в данных перечнях не поименованы, такая передача имущества подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктами 15 и 16 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов), налогообложение НДС производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

При этом на основании пунктов 15.1 и 15.2 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов, предусмотренной подпунктами 15 и 16 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы представляется в том числе контракт (копия контракта) на реализацию гражданского воздушного судна либо на выполнение работ (оказание услуг) по строительству гражданского воздушного судна (контракт на реализацию авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации гражданских воздушных судов).

В связи с вышеизложенным, поскольку вклад налогоплательщика в имущество дочерней организации без внесения изменений в уставный капитал – воздушных судов (авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий) не осуществляется на основании контракта о реализации товара (работы, услуги), ставка НДС в размере 0 процентов не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2023 N 03-07-11/122189

Вопрос:

Об учете расходов в виде безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) у некоммерческой организации, не включенной в реестр СОНКО, в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) по общему правилу расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, за исключением случаев, установленных главой 25 “Налог на прибыль организаций” Кодекса.

К такому исключению относится, в частности, возможность учитывать в целях налогообложения прибыли организаций расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного определенным некоммерческим организациям, в том числе включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) (абзац второй подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Кодекса).

Таким образом, если некоммерческая организация не включена в реестр СОНКО, то расходы в виде безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) такой организации не могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании абзаца второго подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2023 N 03-03-06/3/122172

Вопрос:

Об НДФЛ и налоге на прибыль при возмещении работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.

Согласно пункту 40 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом в целях налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда налогоплательщик-работодатель вправе учитывать расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда (пункт 24.1 статьи 255 НК РФ).

Таким образом, указанными нормами статьей 217 и 255 НК РФ предусматриваются освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и возможность учета в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанных сумм, выплачиваемых, в частности, организациями своим работникам. Соответственно, положения пункта 40 статьи 217 НК РФ не распространяются на доходы налогоплательщика, полученные в натуральной форме.

Вместе с тем нормы пункта 24.1 статьи 255 НК РФ также не подлежат применению в случае, если работодатель уплачивает за работника проценты по кредиту (займу) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.

Одновременно сообщается, что в случае заключения работником договора займа (кредита), целью которого является погашение полученного ипотечного кредита, то есть целевым назначением такого займа (кредита) фактически является не приобретение и (или) строительство жилого помещения, а погашение ранее возникших обязательств, основания для применения работодателем пункта 24.1 статьи 255 НК РФ и пункта 40 статьи 217 НК РФ отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2023 N 03-03-06/1/122161

Вопрос:

Об учете расходов, связанных с содержанием помещений общепита, обслуживающих трудовые коллективы, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.

Согласно статье 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам (ОПХ) относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Таким образом, если объект общественного питания относится к ОПХ, то налоговая база по деятельности этого подразделения определяется в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2023 N 03-03-06/1/122149

Похожие записи