Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Обязаны ли организация или ИП удерживать НДФЛ с выплат, которые взыскиваются через службу судебных приставов на основании удостоверения комиссии по трудовым спорам?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Указанные лица именуются в главе 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса налоговыми агентами.

Таким образом, при получении налогоплательщиком от налогового агента дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, налоговый агент обязан исполнить обязанности, предусмотренные, в частности, статьей 226 Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2023 N 03-04-05/94338

Вопрос:

О налоге на прибыль при увеличении уставного капитала организации-должника путем зачета требований по долговому обязательству.

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

Согласно статье 90 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при увеличении уставного капитала путем зачета требований к обществу допускается в случаях, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Следовательно, если нормы гражданского законодательства позволяют формировать уставный капитал организации-должника путем зачета требований по долговому обязательству, то в этом случае могут применяться положения подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

При этом обращается внимание, что освобождение от налогообложения доходов, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ, применяется при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 НК РФ.

Проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 НК РФ осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2023 N 03-03-06/3/92043

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на изготовление сувенирной продукции с логотипом организации для вручения клиентам.

Ответ:

Как указано в вопросе, банк несет расходы на изготовление сувенирной продукции со своим логотипом (кружки, фляжки, зонты, кепки и др.), которая вручается клиентам организации (то есть заранее определенному кругу лиц).

Для целей налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основания для учета расходов на изготовление сувенирной продукции с логотипом организации на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ как других обоснованных расходов отсутствуют.

При этом полагается, что налогоплательщик, осуществляющий такие затраты, может учитывать их для целей налогообложения прибыли в составе расходов на рекламу, если соответствующие мероприятия относятся к распространению рекламы.

Так, в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

В частности, в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы на рекламу, не указанные в абзацах втором – четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, которые для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Федеральный закон N 38-ФЗ) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как указывается в письме ФАС России от 21.09.2023 N КТ/76869/23, в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

Кроме того, в вышеуказанном письме ФАС России поясняет, что сама по себе сувенирная продукция с нанесенными на нее логотипами хозяйствующих субъектов не может расцениваться как реклама, соответственно, требования Федерального закона N 38-ФЗ к ней не применяются. При этом в случае, если речь идет о распространении сувенирной продукции, в том числе с логотипами хозяйствующих субъектов, для неопределенного круга лиц (например, при проведении рекламных акций), такая сувенирная продукция может рассматриваться в качестве одной из составляющих такой рекламы в виде рекламного мероприятия.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2023 N 03-03-06/2/91906

Вопрос:

Об определении рыночной котировки биржевых облигаций, допущенных к торгам российского организатора торговли, для признания их обращающимися на ОРЦБ в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 20.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” облигации, выпуск (дополнительный выпуск) которых зарегистрирован биржей, именуются биржевыми облигациями.

Согласно пункту 9 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях главы 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (обращающимися ценными бумагами) при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с применимым законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним в течение последовательных трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, хотя бы один раз рассчитывалась рыночная котировка (за исключением случая расчета рыночной котировки при первичном размещении ценных бумаг эмитентом).

Таким образом, для соблюдения условия, установленного подпунктом 3 пункта 9 статьи 280 НК РФ, необходимо, чтобы хотя бы один раз в течение последних трех месяцев до даты совершения соответствующей сделки с ценными бумагами по таким ценным бумагам организатором торговли рассчитывалась рыночная котировка.

В соответствии с пунктом 10 статьи 280 НК РФ для ценных бумаг, допущенных к торгам российского организатора торговли (включая биржу), рыночной котировкой ценной бумаги в целях налогообложения прибыли признается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такого организатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, в целях главы 25 НК РФ средневзвешенной ценой признается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

В соответствии с пунктом 7 приложения 4 к Положению Банка России от 17.10.2014 N 437-П “О деятельности по проведению организованных торгов” организатор торговли обязан раскрывать на сайте следующую биржевую информацию по ценным бумагам: цену закрытия, рыночную цену ценных бумаг, текущую цену, средневзвешенную цену, наибольшую и наименьшую цены одной ценной бумаги по заключенным договорам.

Информация о средневзвешенной цене каждого торгуемого инструмента по итогам основной торговой сессии и информация, касающаяся дополнительной торговой сессии, должна быть раскрыта организатором торговли на сайте не позднее начала основной торговой сессии следующего торгового дня. Организатор торговли обеспечивает свободный доступ к указанной информации на сайте для ознакомления в течение шести месяцев с даты ее раскрытия.

Учитывая указанное, для целей применения пункта 9 статьи 280 НК РФ используется рыночная котировка, определенная как средневзвешенная цена ценной бумаги, рассчитанная и раскрываемая организатором торговли в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Следовательно, рыночная котировка рассчитывается по каждой биржевой облигации в отдельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.09.2023 N 03-03-06/1/89118

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации общества, доля в уставном капитале которого была получена вследствие ликвидации дочерней организации.

Ответ:

Как следует из вопроса, российская организация при ликвидации дочерней организации получила имущество в виде доли участия в другой организации. В дальнейшем организация, в которой налогоплательщик стал участником вследствие ликвидации, также ликвидируется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков – акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев) и величины внесенных ими вкладов в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в имущество организации.

При этом имущество (имущественные права), полученное таким акционером (участником) при выходе (выбытии) или при ликвидации организации, в целях налогообложения прибыли принимается к учету по рыночной стоимости, определенной в соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 статьи 277 НК РФ.

Таким образом, полученные при ликвидации дочернего общества имущественные права в виде доли участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью принимаются к налоговому учету по рыночной стоимости.

При ликвидации общества с ограниченной ответственностью, доли участия которого были получены при ликвидации дочерней организации, доходы налогоплательщика также определяются в соответствии с пунктом 2 статьи 277 НК РФ.

Следовательно, имущество (имущественные права), полученное уже при ликвидации общества, доля в уставном капитале которого была получена налогоплательщиком при распределении имущества (имущественных прав) дочерней организации вследствие ликвидации, также принимается к налоговому учету по его (их) рыночной стоимости на момент получения.

При этом доходы налогоплательщика при ликвидации такого общества определяются как разница между рыночной стоимостью получаемого при ликвидации имущества (имущественных прав) на момент получения и фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) стоимостью доли. Фактически оплаченной стоимостью доли в данном случае является рыночная стоимость доли участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, ранее принятая к налоговому учету вследствие получения таких имущественных прав при ликвидации дочерней организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.09.2023 N 03-03-06/1/89261

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде безвозмездно полученных прав на использование программного обеспечения некоммерческой организацией.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнять для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 НК РФ).

Отмечается, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, перечислены в статье 251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим.

В частности, согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления, в частности целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к таким целевым поступлениям относятся в том числе пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Таким образом, если передача неисключительного права, полученного на содержание некоммерческой организации и ведение ей уставной деятельности, отвечает требованиям гражданского законодательства Российской Федерации о пожертвованиях и при этом соблюдается условие о ведении раздельного учета, установленное пунктом 2 статьи 251 НК РФ, то доход в виде указанных пожертвований не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.09.2023 N 03-03-05/88853

Вопрос:

О применении ставки налога на прибыль 0% при выплате иностранной организацией дивидендов российской организации, владеющей долей в ее уставном капитале не менее 50%.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае, если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, в том числе иностранная организация – эмитент представляемых ценных бумаг в случае выплаты дохода эмитентом российских депозитарных расписок, а также в случае, если доходы получены акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ к доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации, или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная названным подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее соответственно – Приказ N 86н, Перечень). Приказ N 86н вступил в силу с 1 июля 2023 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде дивидендов признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.

Учитывая указанное, при поступлении от иностранной организации дивидендов на расчетный счет (в кассу) российской организации – налогоплательщика после 1 июля 2023 года установленная подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ ставка налога на прибыль организаций применяется, если выплачивающая дивидендный доход иностранная организация не имеет своим постоянным местонахождением государство или офшорные зоны, перечисленные в Приказе N 86н.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.09.2023 N 03-03-06/1/88273

Вопрос:

Организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения “доходы минус расходы” (далее – заказчик), намеревается заключить с иностранной организацией, зарегистрированной на территории Киргизской Республики (страна – участник ЕАЭС) и не имеющей обособленных подразделений на территории РФ (далее – иностранная организация, исполнитель), договор, согласно условиям которого исполнитель оказывает услуги по поиску и подбору потенциальных партнеров на территории Киргизской Республики.

Является ли российская организация – заказчик налоговым агентом по НДС по данной операции?

Ответ:

Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Киргизской Республики, осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства – члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV “Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг” Протокола.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации маркетинговых услуг, оказываемых налогоплательщику государства – члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

Учитывая изложенное, если покупателем оказываемых хозяйствующим субъектом Киргизской Республики маркетинговых услуг является российская организация, местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации и, соответственно, эти услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

Таким образом, при оказании хозяйствующим субъектом Киргизской Республики маркетинговых услуг российской организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается такой российской организацией в качестве налогового агента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.09.2023 N 03-07-13/1/88009

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной, в том числе в связи с истечением срока исковой давности.

Ответ:

Основания отнесения задолженности перед налогоплательщиком к безнадежной определены в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Учитывая указанное, безнадежными долгами для целей главы 25 НК РФ признаются, в частности:

долги, по которым истек установленный срок исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ));

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство превращено ликвидацией организации (статья 419 ГК РФ).

Таким образом, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований в отдельности.

При этом признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

Одновременно сообщается, что порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 “Сроки. Исковая давность” части первой ГК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.09.2023 N 03-03-06/1/87504

Вопрос:

Правительством Российской Федерации принято разработанное Министерством промышленности и торговли РФ Постановление от 07.07.2023 N 1118 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291”.

Данным Постановлением произведена индексация утилизационного сбора, уплачиваемого при ввозе (импорте) за каждое колесное транспортное средство (шасси).

Организация заключает договоры с резидентами РФ о поставке транспортной техники из Китайской Народной Республики.

По одним договорам поставщика сформирована общая цена с учетом покрытия дополнительных расходов поставщика (таможенная очистка, уплата сборов, в том числе утилизационного сбора, и доставка до пункта назначения и т.п.) и выражена общей суммой в иностранной валюте.

По другим договорам предусмотрено, что утилизационный сбор дополнительно компенсируется (отдельно, то есть не включен в общую стоимость).

В указанной связи каков порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость:

– по договору, в котором в цену транспортных средств включены таможенная очистка, утилизационный сбор и доставка до станции назначения. Правомерно ли выделять из общей цены сумму утилизационного сбора и не начислять на нее налог на добавленную стоимость;

– по договору, в котором утилизационный сбор не входит в цену покупки транспортных средств и компенсируется покупателем отдельно, по факту его уплаты поставщиком. Предусмотрено ли в данном случае обложение суммы утилизационного сбора, возмещаемого покупателем поставщику, налогом на добавленную стоимость?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога.

Таким образом, налоговая база по НДС при реализации транспортных средств налогоплательщиком НДС, уплачивающим утилизационный сбор в отношении транспортных средств, определяется как договорная цена этих транспортных средств. При этом по отдельным составляющим договорной цены НДС не исчисляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.09.2023 N 03-07-14/87315

Похожие записи