Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов резидентом ТОР, в том числе расположенной в ДФО, имеющим обособленные подразделения в других ТОР.

Ответ:

Особенности применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, определяемой налогоплательщиком – резидентом территории опережающего развития (далее – резидент ТОР), установлены статьей 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Так, налогоплательщиком – резидентом ТОР признается российская организация, которая получила статус резидента ТОР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ “О территориях опережающего развития в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 473-ФЗ) и которая непрерывно до истечения указанных в пунктах 4 – 7 статьи 284.4 НК РФ сроков применения налоговых ставок по налогу на прибыль, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 НК РФ, отвечает одновременно нескольким требованиям.

Одним из требований исключительно в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций является условие, что такая организация не может иметь в своем составе обособленные подразделения, расположенные за пределами ТОР (за исключением обособленных подразделений, расположенных на других ТОР) (подпункт 2 пункта 1 статьи 284.4 НК РФ).

Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются либо ко всей налоговой базе, при условии, что доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов (далее – соглашение), составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ, либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ).

При этом условием применения резидентом ТОР пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций к отдельной налоговой базе является его обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения (подпункт 1 пункта 3 статьи 284.4 НК РФ).

Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу пункта 2 статьи 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Положениями статьи 288 НК РФ установлен единый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.

Согласно пункту 1 статьи 288 НК РФ налогоплательщики – российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей, а также суммы налога по итогам налогового периода по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Исходя из положений пункта 2 статьи 288 НК РФ следует, что если налогоплательщик, ведущий раздельный учет доходов и расходов для определения налоговых баз, к которым применяются различные налоговые ставки по налогу на прибыль, имеет обособленные подразделения, то распределение прибыли между обособленными подразделениями (то есть определение доли прибыли) осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.

Таким образом, при заключении налогоплательщиком – резидентом ТОР нескольких соглашений он должен по каждому заключенному соглашению формировать отдельные налоговые базы по налогу на прибыль организаций. При этом при наличии у налогоплательщика – резидента ТОР обособленных подразделений в других ТОР в разных субъектах Российской Федерации каждая из сформированных таким образом налоговых баз распределяется между субъектами РФ в порядке, установленном статьей 288 НК РФ. При этом к распределенным по субъектам Российской Федерации налоговым базам применяются ставки налога на прибыль, установленные в данных субъектах Российской Федерации в соответствии с положениями и условиями законов этих субъектов Российской Федерации.

По вопросу применения единого пониженного тарифа страховых взносов резидентом ТОР, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО), в отношении выплат работникам обособленного подразделения, расположенного на ТОР, а также на иной ТОР, сообщается следующее.

Исходя из положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%.

При этом согласно положениям пункта 10.1 статьи 427 НК РФ плательщик страховых взносов применяет пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им статуса резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОР при исполнении соглашения.

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения.

В связи с изложенным резидент ТОР вправе применять вышеупомянутый единый пониженный тариф страховых взносов только к выплатам, производимым физическим лицам в рамках трудовых отношений, являющимся объектом обложения страховыми взносами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения, указанных в бизнес-плане инвестиционного проекта, представляемом в уполномоченный орган для заключения соглашения, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОР.

Учитывая, что преференциальный режим осуществления деятельности на ТОР, включая особенности налогообложения, установлен в целях стимулирования развития данных территорий и создания на них новых рабочих мест, в случае создания резидентом ТОР дополнительных рабочих мест, которые используются для исполнения соглашения, применение единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% в отношении выплат работникам, принятым на эти дополнительно созданные новые рабочие места, возможно в случае заключения дополнительного соглашения к соглашению и согласования нового перечня рабочих мест с уполномоченным органом (управляющей компанией).

Одновременно сообщается, что порядок получения статуса резидента ТОР, заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОР и, соответственно, осуществления деятельности на ТОР регулируется положениями Федерального закона N 473-ФЗ.

Вместе с тем в соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. При этом согласно положениям статьи 246 НК РФ филиалы (обособленные подразделения) не являются плательщиками налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.11.2024 N 03-03-06/1/114170

Вопрос:

Об НДС при уступке права требования возмещения убытков.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по уступке права требования возмещения убытков признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 Кодекса. Такие особенности установлены статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы при уступке права требования возмещения убытков указанной статьей 155 Кодекса не установлены.

В связи с этим при уступке указанных имущественных прав первоначальный кредитор определяет налоговую базу в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного новому кредитору при уступке права требования возмещения убытков, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, если новым кредитором, получившим право требования возмещения убытков, осуществляется последующая уступка этого права требования, признаваемая объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, предъявленные первоначальным кредитором по правам требования возмещения убытков, принимаются к вычету новым кредитором в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

В случае если последующая уступка права требования возмещения убытков новым кредитором не осуществляется, а происходит прекращение соответствующего обязательства, то суммы возмещения убытков по денежному требованию, уступленному первоначальным кредитором, новым кредитором в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются и, соответственно, оснований для принятия к вычету новым кредитором сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных первоначальным кредитором, не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.11.2024 N 03-07-11/113885

Вопрос:

Об НДС с 01.01.2025 при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах организацией, применяющей УСН.

Ответ:

С 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Кодекс), согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС). В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

Так, с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 Кодекса.

В случае если с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые такими организациями, облагаются НДС по налоговым ставкам, указанным в статье 164 Кодекса, либо не облагаются НДС на основании пункта 2 статьи 146 или статьи 149 Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 164 Кодекса с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН и не имеющие оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку в размере 5 процентов (если сумма доходов, определяемых в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, не превышает в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов, определяемых в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, не превышает в совокупности 450 миллионов рублей).

Кроме того, согласно абзацу второму пункта 9 статьи 164 Кодекса организации, применяющие налоговую ставку по НДС в размере 5 или 7 процентов, также применяют налоговую ставку в размере 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных с подпунктах 1 – 1.2, 2.1 – 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Поэтому в случае осуществления данными организациями операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, соответствующие операции подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 5 или 7 процентов.

Таким образом, если с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, решение о применении налоговой ставки в размере 5 или 7 процентов, указанной в пункте 8 статьи 164 Кодекса, не принято, такая организация при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах применяет налоговую ставку по НДС в размере 0 процентов, предусмотренную подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2024 N 03-07-11/112772

Вопрос:

Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения “доходы минус расходы”. Основными видами деятельности являются строительство и продажа собственной недвижимости. В 2024 г. организация планирует ввести в эксплуатацию многоквартирный дом с жилыми и нежилыми помещениями и, соответственно, реализовывать после оформления в собственность.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, с 2025 г. становятся плательщиками НДС, но при доходах до 60 млн руб. включительно в 2024 г. упрощенцы автоматически освобождаются от НДС (ст. ст. 145, 168 НК РФ).

У организации в 2024 г. доход, который облагается НДС (ст. 145 НК РФ), – это нежилая недвижимость (офисные помещения) в многоквартирном доме и жилая недвижимость (квартиры), которая освобождена от НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Доход в целях применения положения ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@), а продажа жилья, в том числе квартир, освобождена от НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Как организация должна определять размер дохода в целях ст. 145 НК РФ: должна учитывать только доход от реализации нежилой недвижимости в многоквартирном доме, а жилую недвижимость (квартиры), которая освобождена от НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), не учитывать для определения размера дохода в целях начисления НДС (ст. 145 НК РФ)?

Ответ:

С 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Кодекс), согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС). В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 145 Кодекса с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при соблюдении одного из следующих условий:

за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, а также в порядке, установленном Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей;

за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

При определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).

При этом для организаций, применяющих УСН, иных особенностей определения вышеуказанной суммы доходов Кодексом не установлено.

В связи с этим организации, применяющей УСН и осуществляющей операции по реализации товаров (работ, услуг), как подлежащие налогообложению НДС, так и не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, при определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, следует учитывать в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2024 N 03-07-11/112748

Вопрос:

Федеральным законом от 27.06.2018 N 159-ФЗ “О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” в пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ внесены изменения. В соответствии с принятыми изменениями право на применение налоговой ставки 0% по НДС при реализации драгоценных металлов банкам также предоставляется налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

В Письме от 16.05.2023 N 03-07-05/44145 Минфин России указал, что, в случае если организация в соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” состоит на специальном учете, а также в ее учредительных документах указан вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 “Производство драгоценных металлов” и при этом имеет лом и отходы драгоценных металлов, образовавшиеся у нее в процессе собственного производства, которые передаются сторонним лицам на обработку (переработку) с целью получения концентратов и полуфабрикатов, передаваемых в дальнейшем на аффинаж на аффинажные заводы на давальческой основе, и осуществляет последующую реализацию драгоценных металлов банкам, в отношении данных операций по реализации драгоценных металлов применяется ставка НДС в размере 0%, предусмотренная пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Данный вывод поддержан также судом при рассмотрении дела N А40-169658/2022 по заявлению АО к ФНС России МИ по крупнейшим налогоплательщикам N 5.

Вместе с тем согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 и 6.2 п. 1 ст. 164 НК РФ) банкам освобождается от налогообложения НДС.

Организация (далее – ООО) является участником оборота драгоценных металлов, состоит на специальном учете в Федеральной пробирной палате, имеет лицензию на обработку (переработку) лома драгоценных металлов и код основного вида экономической деятельности 38.32.2 “Обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов”.

Фактически данное ООО осуществляет сбор автомобильных катализаторов и их дальнейшую переработку с использованием механических процессов (измельчение и гомогенизация в ножевых молках и шаровых мельницах) в продукцию – мелкодисперсный порошок, содержащий драгоценные металлы платиновой группы. На выпускаемую продукцию у ООО имеются соответствующие технические условия. Полученная ООО продукция по договорам подряда передается на дальнейшую обработку (переработку) сторонней организации для получения концентрата, содержащего драгоценные металлы платиновой группы, который, в свою очередь, поступает на аффинажный завод для окончательной переработки и получения слитков платины и палладия. Полученные слитки ООО реализует банкам.

Таким образом, ООО участвует в многостадийном процессе производства драгоценных металлов, состоит на спецучете, имеет необходимую лицензию, то есть подпадает под все критерии, перечисленные в Письме Минфина России от 16.05.2023 N 03-07-05/44145 и судебном деле N А40-169658/2022, за исключением кода основного вида экономической деятельности. В приведенных случаях у участника операций указан код ОКВЭД 24.41 “Производство драгоценных металлов”, у ООО код основного вида экономической деятельности 38.32.2 “Обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов”.

На основании изложенного каков порядок применения налоговых ставок по НДС к операциям по реализации слитков драгоценных металлов банкам для вышеописанного случая? Какой нормой НК РФ в данном случае должно руководствоваться ООО – предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 164 или пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налога на добавленную стоимость (далее – НДС) реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпунктах 6 и 6.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, и банкам.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также налогоплательщиками, осуществляющими без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, применяется налоговая ставка по НДС в размере 0 процентов.

В связи с этим при реализации драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, являющимися субъектами добычи и производства драгоценных металлов, применяется налоговая ставка по НДС в размере 0 процентов, указанная в пункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В случае если драгоценные металлы реализуются банкам налогоплательщиками, не относящимися к субъектам добычи и производства драгоценных металлов, то такими налогоплательщиками применяется освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Так, согласно понятиям, установленным статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (далее – Федеральный закон N 41-ФЗ), производством драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

При осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать требования законодательства Российской Федерации в отрасли драгоценных металлов, в том числе состоять на специальном учете с указанием в учредительных документах вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 “Производство драгоценных металлов”.

На основании положений Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н, организации и индивидуальные предприниматели должны разработать и утвердить соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (при осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов инструкции могут содержать описание технологических процессов, связанных с изменением содержания драгоценных металлов при их извлечении из отходов и лома, содержащих драгоценные металлы, в промежуточные продукты с качественными характеристиками, которые соответствуют используемым в организации стандартам или техническим условиям).

В то же время понятия “производство драгоценных металлов” и “обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов” в Федеральном законе N 41-ФЗ обособлены и не являются идентичными.

С учетом изложенного если организация в соответствии с нормами Федерального закона N 41-ФЗ состоит на специальном учете, но при этом в ее учредительных документах вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 “Производство драгоценных металлов” не указан, то осуществление организацией первичной обработки приобретенных лома и отходов драгоценных металлов, которые передаются сторонним лицам на обработку (переработку) с целью получения концентратов и полуфабрикатов, передаваемых в дальнейшем на аффинаж на аффинажные заводы на давальческой основе, и последующей реализации драгоценных металлов банкам, не может являться достаточным основанием для применения в отношении операций по реализации банкам драгоценных металлов налоговой ставки НДС в размере 0 процентов, предусмотренной вышеуказанным подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В связи с этим данной организации в отношении указанных операций по реализации драгоценных металлов следует применять освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2024 N 03-07-05/112777

Вопрос:

Организация, будучи российской организацией – налогоплательщиком (далее по тексту – Заказчик работ), приобрела у иностранной организации – подрядчика, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, работы, местом реализации которых в порядке, определяемом ст. 148 НК РФ, является территория Российской Федерации. Стоимость работ, в соответствии с положениями договора, установлена в иностранной валюте. Указанные работы реализованы иностранной организацией – подрядчиком (далее по тексту – Подрядчик) в адрес Заказчика работ в полном объеме, при этом часть задолженности по оплате работ Подрядчику осталась непогашенной.

Руководствуясь своими хозяйственными интересами, Заказчик работ, Подрядчик и иная российская организация (далее по тексту – Новый должник) в порядке ст. 391 ГК РФ заключили Соглашение о переводе долга (далее по тексту – Соглашение) по оплате работ, приобретенных Заказчиком у Подрядчика, на Нового должника. При этом Сторонами Соглашения достигнута договоренность о фиксации в рублях размера долга перед Подрядчиком за выполненные работы путем перевода суммы задолженности в иностранной валюте в рубли по курсу, установленному Банком России на дату Соглашения. Далее условиями Соглашения предусматривается исполнение Новым должником обязательств по оплате задолженности за работы денежными средствами в рублях в адрес Подрядчика согласно определенному графику выплат.

Помимо вышеизложенного, в рамках Соглашения Заказчик работ обязуется в счет осуществления перевода долга перед Подрядчиком на Нового должника уплатить последнему сумму, равную сумме долга перед Подрядчиком, с учетом ее фиксации в рублях. При этом Заказчик работ и Новый должник допускают исполнение данного обязательства путем последующего зачета встречных требований.

В соответствии с порядком, содержащимся в ст. 161 НК РФ, при реализации работ, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, налоговыми агентами признаются организации, приобретающие на территории Российской Федерации работы у указанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика – иностранного лица и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме.

В целях реализации положений законодательства РФ о налогах и сборах верно ли, что в вышеописанной ситуации российская организация – Заказчик работ является налоговым агентом и несет соответствующие обязанности в объеме, предусмотренном п. 2 ст. 161 НК РФ, а также верны ли следующие порядок и сроки исчисления и уплаты ею налога на добавленную стоимость:

– с учетом положений п. 2 ст. 153 НК РФ размер налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость определяется исходя из размера долга перед Подрядчиком в рублях, зафиксированного в Соглашении;

– исчисление налога на добавленную стоимость налоговым агентом – Заказчиком работ производится в дату фактического осуществления им расходов, а именно в дату исполнения им своего обязательства по Соглашению перед Новым должником, либо посредством выплаты денежных средств, либо посредством зачета встречных требований;

– исполнение обязанности по уплате Заказчиком работ налога на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленные сроки, предусмотренные ст. 174 НК РФ?

Ответ:

На основании пунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Налоговый агент обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретшая у иностранного лица работы, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, плата за которые производится другой российской организацией в связи с заключением с этой другой российской организацией соглашения о переводе долга по оплате приобретенных работ, исчисляет, удерживает и уплачивает в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента. При этом налог подлежит уплате в бюджет в налоговом периоде, в котором вступило в силу заключенное российской организацией соглашение о переводе долга на другую российскую организацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2024 N 03-07-08/112986

Вопрос:

О применении пониженной ставки по налогу на прибыль IT-организацией, одним из участников которой является иностранная организация с долей участия более 50%.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 – 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзаца четвертого пункта 1.15 статьи 284 Кодекса к таким доходам относятся доходы от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных).

Таким образом, под собственными программами для ЭВМ, базами данных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее – ИТ-организация), понимаются программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, что должно документально подтверждаться.

При этом в целях пункта 1.15 статьи 284 Кодекса лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо, и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов (абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 Кодекса).

С 01.01.2025 Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” (далее – Федеральный закон N 259-ФЗ) абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 Кодекса дополняется положением, согласно которому лицом, входящим в одну группу лиц с ИТ-организацией, не может быть иностранная организация (за исключением иностранной организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин Российской Федерации) либо иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Таким образом, с 01.01.2025 российская ИТ-организация будет не вправе учитывать в необходимой 70-процентной доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, которые разработаны, адаптированы и (или) модифицированы иностранной организацией, в том числе участвующей в данной ИТ-организации в доле более 50 процентов (за исключением иностранной организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин Российской Федерации).

При этом положениями пункта 1.15 статьи 284 Кодекса в редакции Федерального закона N 259-ФЗ не предусмотрено, что ИТ-организация, одним из участников которой является иностранная организация с долей участия более 50 процентов, не может применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций.

Одновременно обращается внимание, что программы для ЭВМ, услуги (работы) по разработке которых осуществляла ИТ-организация для заказчика, являются для данной ИТ-организации заказными программами для ЭВМ (абзац восьмой пункта 1.15 статьи 284 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2024 N 03-03-06/1/112121

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов реорганизованных организаций в виде капитальных вложений в предоставленные в аренду объекты ОС в форме неотделимых улучшений.

Ответ:

Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом.

Пунктом 1 статьи 258 Кодекса предусмотрено, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

По окончании срока договора аренды арендатор прекращает начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений для целей налогообложения прибыли.

Согласно пункту 2.1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Таким образом, определение стоимости любого амортизируемого имущества, получаемого в порядке правопреемства, данной нормой Кодекса не предусмотрено.

При этом расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 – 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 – 320 главы 25 Кодекса, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями, в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 Кодекса. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации.

Учитывая изложенное, положениями Кодекса не предусмотрен порядок учета реорганизованными организациями капитальных вложений в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, осуществленных реорганизуемыми организациями.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2024 N 03-03-06/1/112194

Вопрос:

Облагается ли НДС стоимость имущества (основного средства), которое передано бывшему участнику ООО в качестве оплаты действительной стоимости доли (при условии определения действительной стоимости доли через оценку)?

Ответ:

На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе (выбытии) из этого хозяйственного общества.

Поэтому, в случае если стоимость имущества, передаваемого участнику хозяйственного общества, превышает первоначальный взнос участника, сумма указанного превышения подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Одновременно в отношении определения первоначального взноса участника хозяйственного общества отмечается, что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, при определении понятия “первоначальный взнос участника хозяйственного общества” для целей статей 39 и 146 Кодекса следует руководствоваться нормами гражданского законодательства, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.11.2024 N 03-07-11/111458

Вопрос:

Организация применяет УСН (“доходы”). На данный момент выручка превысила 60 млн руб. При подписании договоров и выставлении счетов в 2024 г. за услуги, которые будут оказаны в 2025 г., обязана ли организация исчислять НДС в размере 5%?

Ответ:

На основании подпункта “б” пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав применять налоговую ставку налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 5 либо 7 процентов при выполнении условий, предусмотренных данным подпунктом.

Если организация, применяющая УСН, не воспользуется правом на применение налоговой ставки НДС в размере 5 или 7 процентов, то такая организация производит налогообложение НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав с применением налоговых ставок в размере 20 или 10 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.11.2024 N 03-07-11/111489

Похожие записи