Консультации по бухучету и налогообложению от 28.07.2023

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

С 01.01.2023 изменились условия применения вычетов по НДС для организаций и ИП, уплачивающих данный налог, в том числе в качестве налоговых агентов согласно п. 3 ст. 161 НК РФ: к вычету предъявляется исчисленный, а не уплаченный налоговым агентом НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ).

С учетом изложенного в каком налоговом периоде организация вправе заявить вычет сумм НДС, исчисленных в качестве налогового агента в IV квартале 2022 г. и уплаченных в бюджет в I квартале 2023 г.? Правомерным ли будет заявление вычета в I квартале 2023 г.?

Ответ:

Федеральным законом от 28.12.2022 N 565-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” в пункт 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) внесены изменения, предусматривающие, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 6, 6.1, 6.2 и 8 статьи 161 Кодекса. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2023 года.

Таким образом, вычет налога на добавленную стоимость, исчисленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса, без условия фактической уплаты налога в бюджет производится в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 января 2023 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.05.2023 N 03-07-08/44301

Вопрос:

Можно ли повторно зарегистрированному индивидуальному предпринимателю применять нулевую ставку по УСН?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и перешедших на применение упрощенной системы налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Такие налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Пунктом 4 статьи 346.20 Кодекса установлены также условия применения указанной налоговой ставки.

Исходя из правовой позиции, выраженной в пункте 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года, физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных предпринимателей, прекратившие свою деятельность и снявшиеся с учета в качестве индивидуальных предпринимателей, но решившие зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей впервые после начала действия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, вправе применять налоговую ставку, предусмотренную пунктом 4 статьи 346.20 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.05.2023 N 03-11-11/43802

Вопрос:

О включении в состав резерва по сомнительным долгам задолженности по оплате санкций (штрафов, неустойки) за нарушение договорных обязательств в целях налога на прибыль.

Ответ:

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, резерв по сомнительным долгам формируется исключительно в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией им товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом оснований отнесения задолженности по уплате признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций, связанных с такой задолженностью, к сомнительному долгу не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.05.2023 N 03-03-06/1/42725

Вопрос:

АО (далее по тексту – Общество) является профессиональным участником рынка ценных бумаг. В рамках осуществления профессиональной деятельности на финансовых рынках Общество реализует услуги брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг, также Общество оказывает услуги по исполнению поручений клиентов, юридических и физических лиц, на покупку и продажу иностранной валюты на валютном рынке Московской биржи.

Согласно пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках:

услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;

услуг, оказываемых указанными выше организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации).

В разд. 1 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 N 761, указано, что к услугам брокера, непосредственно связанным с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, относятся в том числе услуги по обработке поручений (документов) клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением брокерской деятельности.

С учетом сказанного выше правильно ли, что услуги Общества, обладающего лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, по исполнению поручений клиентов на совершение сделок купли-продажи иностранной валюты, оказываемые клиентам по договорам на обслуживание на валютном рынке, освобождены от НДС на основании положений пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 31.08.2013 N 761?

Ответ:

Согласно абзацу второму подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (далее – Федеральный закон N 39-ФЗ) брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее – договор о брокерском обслуживании). Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что если брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой, то денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения таких сделок, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании.

В связи с этим если перечнем услуг, оказываемых брокером в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотрены услуги по исполнению поручений клиентов на совершение гражданско-правовых сделок с иностранной валютой, то такие услуги, оказываемые брокером на основании договора о брокерском обслуживании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.05.2023 N 03-07-07/41163

Вопрос:

Организация, выполняющая обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость, в декабре 2022 г. приняла к учету выполненные поставщиком – нерезидентом РФ работы на основании акта выполненных работ. Оплата за выполненные работы поставщику – нерезиденту РФ была перечислена в марте 2023 г. В течение 5 календарных дней с момента оплаты организация – налоговый агент по НДС выставила счет-фактуру согласно п. 3 ст. 168 НК РФ.

В каком налоговом периоде организация, выполняющая обязанности налогового агента по НДС, может принять к вычету агентский НДС?

Выполняя какие условия налоговый агент может принять НДС к вычету с учетом изменений законодательства с 01.01.2023?

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в том числе в пункте 2 статьи 161 Кодекса.

Учитывая изложенное, вычет налога на добавленную стоимость, исчисленного в 2023 году при перечислении денежных средств иностранному лицу за выполненные в 2022 году работы, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, производится в налоговом периоде, в котором исчисляется налог на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.05.2023 N 03-07-08/40980

Вопрос:

Об определении СПИ и нормы амортизации по приобретенным ОС, бывшим в употреблении, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 258 Кодекса организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с главой 25 Кодекса, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

В случае отсутствия документально подтвержденной информации о фактическом сроке эксплуатации имущества предыдущими собственниками положения пункта 7 статьи 258 Кодекса не применяются, срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40703

Вопрос:

Требуются разъяснения о месте реализации товаров, приобретаемых по договору с поставщиком из Китая (условие поставки FCA – город в Китае, момент перехода права собственности – дата “Выпуск товаров разрешен” в декларации на товары) и реализуемых российскому покупателю с доставкой транзитом (напрямую из места погрузки в Китае на склад российскому покупателю).

Общество (российская организация), являющееся налогоплательщиком НДС, приобретает у китайского поставщика товары. Контрактом определены:

– условие поставки – FCA-Taixing;

– момент перехода права собственности на товар от поставщика покупателю – дата “Выпуск товаров разрешен” в декларации на товары.

Вывоз товара из Китая и его доставка по территории РФ осуществляются за счет Общества (Общество привлекает экспедитора). Общество за свой счет уплачивает таможенные пошлины, сборы, НДС при ввозе.

Общество заключает договор купли-продажи с российским покупателем импортного товара с условием доставки на склад покупателя за счет Общества на условиях постоплаты, момент перехода права собственности – дата вручения товара российскому покупателю на его складе на территории РФ.

Доставка осуществляется транзитом, без завоза на склад Общества, из места погрузки Taixing на склад российского покупателя. В поручении экспедитору указывается пункт назначения – склад российского покупателя на территории РФ.

Исходя из п. 1 ст. 167 НК РФ обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором (Письма Минфина России от 24.01.2019 N 03-07-11/3850, ФНС России от 01.10.2015 N ГД-4-3/17114@).

Датой отгрузки (передачи) товаров в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (Письма Минфина России от 16.03.2020 N 03-07-08/19635, от 14.03.2019 N 03-07-11/16880).

При транзитной торговле (доставке товара напрямую со склада поставщика конечному покупателю, минуя склад налогоплательщика-продавца) датой отгрузки является дата первичного документа, составленного продавцом на имя поставщика для доставки товара покупателю либо оформленного на имя покупателя или перевозчика (организацию связи) для доставки товаров покупателю (Письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-07-09/40, от 01.03.2012 N 03-07-08/55).

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров на территории РФ (пп. 1). Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства (п. 1 ст. 147 НК РФ):

– товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется (пп. 1);

– товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 2).

Верно ли, что по операции реализации товаров российскому покупателю местом реализации не признается территория РФ, поскольку в момент начала транспортировки товар находится в Китае? И если да, то верно ли, что товар реализуется российскому покупателю без НДС, а суммы НДС, уплаченные Обществом при ввозе товара, включаются в его стоимость?

Является ли CMR-накладная с указанием места разгрузки – склада российского покупателя на территории РФ первичным документом, указывающим на момент отгрузки в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ (при том, что товар принимается Обществом к учету только в момент перехода права собственности (дата “Выпуск товаров разрешен” в декларации на товары) и только после этого может быть составлен УПД на отгрузку товаров российскому покупателю)?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, в случае если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Кроме того, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса ввоз товаров на территорию Российской Федерации также является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому при ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость подлежит уплате таможенным органам.

В связи с этим на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 147 Кодекса местом реализации товаров, прошедших таможенное оформление в Российской Федерации и в отношении которых при ввозе был уплачен налог на добавленную стоимость, признается территория Российской Федерации и, соответственно, реализация таких товаров российской организацией другой российской организации облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов.

На основании пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров, в дальнейшем реализуемых на территории Российской Федерации, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.05.2023 N 03-07-08/40144

Вопрос:

Об НДФЛ при установлении работодателем дополнительных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в целях обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса.

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) каждый работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Трудовым кодексом для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прямо установлено несколько видов гарантий и компенсаций.

Так, статьей 222 Трудового кодекса предусмотрена обязанность работодателя выдавать таким работникам бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, статьей 92 Трудового кодекса для таких работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, статьей 117 Трудового кодекса предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск.

Согласно статье 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Так, минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом Трудовой кодекс не рассматривает оплату труда в повышенном размере в качестве компенсационной выплаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным данной нормой.

Учитывая изложенное, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 217 Кодекса.

При этом необходимо учитывать, что согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, при установлении работодателем в установленном порядке дополнительных компенсаций конкретных документально подтвержденных затрат работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, которые прямо не установлены Трудовым кодексом и, например, обусловлены спецификой деятельности организации-работодателя, соответствующие выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса, если они связаны, в частности, с исполнением трудовых обязанностей и (или) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.05.2023 N 03-04-05/40236

Вопрос:

Каков порядок применения пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к услугам распространения входных билетов и абонементов на культурно-просветительские мероприятия в форме квизов, квестов, интеллектуальных игр?

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) освобождаются услуги по распространению входных билетов и абонементов (форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

Согласно п. 5 Правил осуществления просветительской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195, просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и в иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом того что список мероприятий, в форме которых может быть реализована просветительская деятельность, является открытым, законно ли и обоснованно ли считать, что услуги по распространению входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных мероприятий в любой форме, в том числе в форме квизов, квестов, интеллектуальных игр, проводимых организациями, отвечающими требованиям пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС?

Ответ:

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литературы, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Таким образом, при реализации организацией входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как к бланкам строгой отчетности, а также наличии у этой организации соответствующего кода вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2023 N 03-07-07/38261

Вопрос:

Об условиях применения в 2022 – 2024 гг. пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее – ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 – 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

При этом содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим.

В частности, исходя из положений абзацев четвертого, восьмого и девятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого, восьмого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:

– от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);

– от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, баз данных);

– от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных.

Таким образом, в случае если ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, выполняет условие о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периодов, то она вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2023 N 03-03-06/1/38351

Похожие записи