Консультации по бухучету и налогообложению от 07.06.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Продавец рассматривает возможность заключения с покупателем – иностранным лицом договора купли-продажи будущей вещи, относимой к недвижимым вещам в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее – договор).

Договором планируется предусмотреть условие о перечислении авансовых платежей за будущую вещь, строительство которой планируется на территории Российской Федерации, с последующей реализацией на экспорт.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, которые облагаются по налоговой ставке 0%.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

Возникает ли у организации обязанность по исчислению и уплате НДС с сумм авансовых платежей, получаемых в рамках договора купли-продажи будущей вещи, предусматривающего помещение ее под процедуру таможенного экспорта после завершения строительства?

Возникает ли у организации обязанность по исчислению и уплате НДС с авансовых платежей по такому договору в случае реализации объекта недвижимости за пределами территории Российской Федерации?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Таким образом, при реализации российской организацией иностранному покупателю товаров, произведенных на территории Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, определение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость осуществляется в вышеуказанном порядке и не зависит в том числе от момента перехода права собственности на товары.

На основании положений пункта 1 статьи 154 Кодекса в налоговую базу не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом по нулевой ставке.

Учитывая изложенное, исчислять налог на добавленную стоимость по предварительной оплате, полученной от иностранного покупателя в счет поставки товаров, в том числе признаваемых недвижимым имуществом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.02.2024 N 03-07-08/15639

Вопрос:

Об НДС при ввозе в РФ из Республики Беларусь товаров, которые при реализации в Республике Беларусь не облагаются НДС.

Ответ:

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением N 18 к Договору (далее – Протокол).

На основании пункта 13 раздела III “Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров” Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства – члена ЕАЭС на территорию другого государства – члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства – члена ЕАЭС не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Учитывая изложенное, при импорте в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь товаров, не поименованных в статье 150 Кодекса, российской организации следует уплачивать налог на добавленную стоимость налоговому органу Российской Федерации независимо от того, что при реализации на территории Республики Беларусь такие товары не облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством этого государства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.02.2024 N 03-07-13/1/15654

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных со стимулирующими выплатами работникам организации.

Ответ:

На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций полученные доходы вправе уменьшать на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Таким образом, расходы, связанные со стимулирующими выплатами работникам организации, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций в случае, если порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, и при условии, что такие расходы соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.02.2024 N 03-03-06/1/15149

Вопрос:

О страховых взносах, представлении расчета по ним и персонифицированных сведений при выплате управляющей организацией вознаграждения председателю совета МКД и применении УСН управляющей организацией.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Действующими положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

При этом положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” в упомянутую статью 420 Налогового кодекса внесены изменения уточняющего характера в части отнесения к выплатам в рамках трудовых отношений вознаграждений в пользу членов совета многоквартирного дома (далее – МКД), включая председателя совета МКД, избранных собственниками помещений в МКД в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), начисляемых уполномоченной управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 161, частей 1, 6 и 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса на общем собрании собственников помещений в МКД выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), избираются члены совета МКД и председатель совета МКД, а также принимается решение о выплате данным лицам вознаграждения. Такое решение должно содержать условия и порядок его выплаты, а также порядок определения его размера.

Учитывая, что размер вознаграждения председателя совета МКД, в соответствии с пунктом 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, то управляющая организация не может его уменьшать на сумму страховых взносов, начисляемых на данное вознаграждение.

В связи с вышеизложенным управляющая организация, которую собственники помещений в МКД от своего имени уполномочили производить выплаты вознаграждения избранному ими председателю совета МКД, являясь плательщиком страховых взносов, начисляет страховые взносы на сумму вознаграждения председателя совета МКД за счет поступивших на счет управляющей организации средств собственников помещений в МКД на указанные цели.

Исходя из положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения о физических лицах в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, формату и в порядке, которые утверждены Федеральной налоговой службой.

В этой связи управляющая организация в соответствии с положениями пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса представляет в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения, в которых отражает информацию в том числе о председателе совета МКД.

Что касается применения организацией упрощенной системы налогообложения, то пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса предусмотрено, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса, превысили 200 млн рублей, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Налогового кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

Согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса.

Таким образом, если средняя численность работников у налогоплательщика превысит 130 человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение средней численности его работников.

При этом средняя численность работников организации определяется в соответствии с Приказом Росстата от 22.12.2023 N 678 “Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 “Сведения о численности и заработной плате работников”.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2024 N 03-15-03/7167

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с вознаграждения председателю совета МКД и учете в целях налога на прибыль и УСН доходов, полученных управляющей организацией от собственников МКД для его выплаты.

Ответ:

1. О налоге на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

В общем случае при получении доходов в денежной форме в целях главы 23 Налогового кодекса дата фактического получения дохода на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Таким образом, доход в виде вознаграждения, фактически полученного, в частности, председателем совета многоквартирного дома, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Налогового кодекса.

Указанные лица именуются в главе 23 “Налог на доходы физических лиц” Налогового кодекса налоговыми агентами.

Пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных указанным пунктом.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не являются налоговыми агентами. При получении налогоплательщиком вознаграждения от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, налогоплательщик с учетом статьи 228 Налогового кодекса самостоятельно исчисляет суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса, а также обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

2. О страховых взносах

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Действующими положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

При этом положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” в упомянутую статью 420 Налогового кодекса внесены изменения уточняющего характера в части отнесения к выплатам в рамках трудовых отношений вознаграждений в пользу членов совета многоквартирного дома (далее – МКД), включая председателя совета МКД, избранных собственниками помещений в МКД в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), начисляемых уполномоченной управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 161, частей 1, 6 и 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса на общем собрании собственников помещений в МКД выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), избираются члены совета МКД и председатель совета МКД, а также принимается решение о выплате данным лицам вознаграждения. Такое решение должно содержать условия и порядок его выплаты, а также порядок определения его размера.

Таким образом, трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация, которую собственники помещений в МКД от своего имени уполномочили производить выплаты вознаграждения указанному лицу, является плательщиком страховых взносов и начисляет страховые взносы на сумму такого вознаграждения председателя совета МКД за счет поступивших на счет управляющей организации средств собственников помещений в МКД на указанные цели.

Исходя из положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения о физических лицах в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, формату и в порядке, которые утверждены Федеральной налоговой службой.

В этой связи управляющая организация, в соответствии с положениями пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения, в которых отражает информацию в том числе о председателе совета МКД.

В случае если общим собранием собственников помещений в МКД будет принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД без участия управляющей организации, то исчислять и уплачивать страховые взносы с сумм указанного вознаграждения председателю совета МКД может один из собственников помещения в МКД, которому предоставлено право выступать (осуществлять действия) от имени всех собственников помещений в МКД.

Вместе с тем постановка на учет физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (пункт 7.2 статьи 83 Налогового кодекса).

3. О налоге на прибыль организаций и налоге, уплачиваемом в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Согласно статье 248 Налогового кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Налогового кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Порядок учета доходов в целях налогообложения прибыли организаций определяется квалификацией отношений, возникающих между сторонами сделки.

Так, в соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если управляющая организация выступает в качестве агента при получении от собственников помещений МКД денежных средств в целях выплаты вознаграждения председателю совета МКД, то данные доходы не учитываются у управляющей организации в целях налогообложения прибыли организаций в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

В целях применения упрощенной системы налогообложения действует порядок определения доходов и налоговой базы, аналогичный порядку, установленному в главе 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса.

В этой связи в указанном случае доходы в виде денежных средств, полученных управляющей организацией от собственников помещений в МКД в целях выплаты вознаграждения председателю совета МКД, не учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2024 N 03-15-05/6699

Вопрос:

О ставке НДС при реализации полуфабрикатов хлебобулочных замороженных.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 “Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов” утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее – перечень при реализации). В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Поскольку код ОКПД 2 10.72.19 “Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения” включает код ОКПД 2 10.72.19.140 “Полуфабрикаты хлебобулочные замороженные”, при реализации продовольственного товара, соответствующего данному коду ОКПД 2, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.01.2024 N 03-07-07/6076

Вопрос:

О величине не облагаемой НДФЛ и страховыми взносами в 2023 и 2024 гг. суммы надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемой взамен суточных.

Ответ:

Статьей 302 “Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом” Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) предусмотрено, что лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов, трудовым договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

С 01.01.2024 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 389-ФЗ) в пункт 1 статьи 217 и абзац второй пункта 2 статьи 422 Кодекса, в соответствии с которыми при выплате работодателями (плательщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты и за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно указанные суммы не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере, не превышающем размера соответствующих выплат, предусмотренного пунктом 1 статьи 217 Кодекса (в редакции Федерального закона N 389-ФЗ), то есть не более 700 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) за пределами Российской Федерации.

Таким образом, упомянутые выплаты надбавки за вахтовый метод работы, производимые в соответствии с положениями Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, в 2023 году не подлежали обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размерах, установленных коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором.

Начиная с 2024 года выплаты надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы вахтовым методом, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере не более 700 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) за пределами Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.01.2024 N 03-04-06/6036

Вопрос:

О представлении РСВ и уплате страховых взносов за 2023 г. КФХ, созданным в качестве юрлица и не имеющим наемных работников.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты физическим лицам, в частности, организации.

Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 7 статьи 431 Кодекса установлена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам (далее – Расчет).

Согласно статье 423 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, расчетным периодом признается календарный год.

Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению Расчетов в случае отсутствия выплат физическим лицам по договорам, указанным в пункте 1 статьи 420 Кодекса, за какой-нибудь отчетный период.

Представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном (расчетном) периоде выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный (расчетный) период.

Кроме того, представляемые Расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить недобросовестных плательщиков, которые нарушают установленный Кодексом срок для представления Расчетов, от плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и, следовательно, не применять к данным плательщикам способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате страховых взносов и представлению Расчета, установленные статьей 76 Кодекса, а также не привлекать к ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия у крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ), созданного в качестве юридического лица, работников и выплат в их пользу в течение того или иного расчетного (отчетного) периода такой плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган Расчет с нулевыми показателями.

В целях снижения административной нагрузки, связанной с представлением в налоговый орган отчетности по страховым взносам, для плательщиков страховых взносов, которые не производят выплаты своим работникам, введен упрощенный порядок заполнения Расчета, исходя из которого плательщиком заполняются только титульный лист, раздел 1 без приложений и раздела 3 с нулями и прочерками (при указании специального кода “2” в поле “Тип плательщика” раздела 1 Расчета).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 430 Кодекса главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

При этом размер указанных страховых взносов в целом по КФХ за расчетный период определяется как произведение совокупного фиксированного размера страховых взносов, составляющего 45 842 рубля за расчетный период 2023 года, и количества всех членов КФХ, включая главу КФХ.

Учитывая положения пункта 3 статьи 432 Кодекса, главы КФХ представляют в налоговый орган по месту учета Расчет (не позднее 25 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом), в котором указываются персонифицированные сведения о каждом члене КФХ, в том числе о главе КФХ, а также об исчисленных за каждого из них суммах страховых взносов за расчетный период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.01.2024 N 03-15-05/3901

Вопрос:

Об определении международной компанией стоимости долей участия в организациях, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества в РФ, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Международные компании формируют стоимость имущества (имущественных прав) на дату регистрации в качестве международной компании с учетом особенностей, установленных пунктом 1 статьи 275.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В частности, стоимость ценных бумаг и долей участия в уставном (складочном) капитале (фонде) российских и иностранных организаций формируется международной компанией с учетом особенностей, установленных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса.

Из положений подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса следует, что ценные бумаги и доли участия в уставном (складочном) капитале (фонде) российских и иностранных организаций принимаются для целей налогового учета исходя из документально подтвержденных фактических затрат на их приобретение по данным финансового учета организации, если иное не предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса стоимость акций или долей участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50 процентов активов которых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате регистрации международной компании, прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, при их принятии к учету определяется исходя из документально подтвержденных фактических затрат на приобретение таких акций (долей участия), но не выше их рыночной стоимости (котировки), рассчитанной в соответствии с указанным подпунктом и подпунктом 3 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2022 N 66-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 66-ФЗ) предусмотрено, что в отношении международных компаний, зарегистрированных в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года включительно, положения подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса применяются с учетом следующих особенностей:

1) ценные бумаги (как обращающиеся, так и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг) принимаются по стоимости, равной рыночной цене или рыночной котировке, рассчитанным в соответствии со статьей 280 Кодекса, на дату регистрации международной компании;

2) стоимость долей участия в уставном (складочном) капитале (фонде) российских и иностранных организаций принимается по рыночной стоимости этих долей, подтвержденной независимым оценщиком, на дату регистрации международной компании.

Особенностей применения положений подпункта 4 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса в отношении международных компаний, зарегистрированных в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года включительно, Федеральным законом N 66-ФЗ не предусмотрено.

Международная компания, зарегистрированная в период с 01.01.2020 по 31.12.2024, определяет стоимость долей участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50 процентов активов которых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате регистрации международной компании, прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, при их принятии к учету в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса, с учетом особенностей применения подпункта 3 пункта 1 статьи 275.3 Кодекса, предусмотренных Федеральным законом N 66-ФЗ, то есть исходя из документально подтвержденных фактических затрат на приобретение таких долей участия, но не выше их рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком, на дату регистрации международной компании.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.01.2024 N 03-12-11/5/620

=============================================================================

Похожие записи