Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О принятии к учету в целях налога на прибыль амортизируемого имущества, полученного в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество.

Ответ:

Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться способами, которые предусмотрены в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”. К таким способам относятся, в частности:

– внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

– преобразование унитарного предприятия в акционерное общество.

Преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы является одной из форм реорганизации (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2.1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (пункт 1 статьи 257 НК РФ).

Таким образом, амортизируемое имущество, полученное в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество, принимается к налоговому учету у такого общества по остаточной стоимости, определенной по данным налогового учета реорганизованного унитарного предприятия.

Что касается положений абзаца восьмого пункта 1 статьи 277 НК РФ, то они применяются в отношении имущества, которое получено налогоплательщиком в порядке приватизации путем внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2025 N 03-03-06/1/23502

Вопрос:

О применении коэффициента при учете расходов на НИОКР по отдельному этапу работу, акт сдачи-приемки которого подписан в 2025 году, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 4 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР), предусмотренные подпунктами 1 – 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса, признаются для целей налогообложения прибыли организаций независимо от результата соответствующих НИОКР в порядке, предусмотренном статьей 262 Кодекса, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено статьей 262 Кодекса.

При этом к расходам на НИОКР относятся, в частности, стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика НИОКР (подпункт 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщик, выступающий в качестве заказчика НИОКР, в целях налогообложения прибыли организаций признает стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ после подписания сторонами акта сдачи-приемки.

С 01.01.2025 на основании пункта 7 статьи 262 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, утвержденному Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 262 Кодекса, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в порядке, предусмотренном Кодексом, в размере фактических затрат с применением коэффициента 2 (до 01.01.2025 – с применением коэффициента 1,5).

Для целей пункта 7 статьи 262 Кодекса к фактическим затратам налогоплательщика на НИОКР относятся затраты, предусмотренные подпунктами 1 – 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса.

Учитывая изложенное, если определяющий дату признания расходов акт сдачи-приемки отдельного этапа работ в рамках осуществляемых НИОКР по перечню НИОКР, утвержденному Правительством Российской Федерации, подписан в 2025 году, то налогоплательщик, выступающий в качестве заказчика указанных НИОКР, вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на НИОКР по такому этапу работ с применением коэффициента 2.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.03.2025 N 03-03-06/1/22458

Вопрос:

О восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по объекту недвижимости, срок эксплуатации которого более 10 лет, организацией, перешедшей с 01.01.2025 на УСН.

Ответ:

Статьей 171.1 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен особый порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС), принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых НДС, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму НДС в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 главы 25 “Налог на прибыль организаций” Кодекса.

Таким образом, если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло более десяти лет, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.03.2025 N 03-07-11/22178

Вопрос:

О требованиях к первичным учетным документам в электронном виде, подтверждающим расходы в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Закон N 63-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее – нормативные правовые акты) или соглашением между участниками электронного взаимодействия, в том числе правилами платежных систем (далее – соглашения между участниками электронного взаимодействия). Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2025 N 03-03-06/1/20314

Вопрос:

О применении повышающего коэффициента 2 при формировании и изменении первоначальной стоимости НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (абзац двенадцатый пункта 3 статьи 257 НК РФ).

Согласно абзацу тринадцатому пункта 3 статьи 257 НК РФ при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 2.

Вместе с тем первоначальная стоимость нематериальных активов может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости нематериальных активов (пункт 2 статьи 257 НК РФ).

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм НК РФ формирование первоначальной стоимости происходит только при приобретении (создании), изготовлении амортизируемых нематериальных активов и с учетом расходов на доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.

При этом применение коэффициента 2, установленного абзацем тринадцатым пункта 3 статьи 257 НК РФ, к расходам, указанным в пункте 2 статьи 257 НК РФ, главой 25 НК РФ не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2025 N 03-03-06/1/20323

Вопрос:

О возникновении обязанности по уплате туристического налога, предъявлении его суммы лицу, приобретающему услугу по временному проживанию, и выделении в расчетных документах.

Ответ:

Глава 33.1 “Туристический налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) вступила в силу с 01.01.2025.

В соответствии с пунктом 1 статьи 418.1 Налогового кодекса туристический налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 418.3 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения по туристическому налогу признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее – услуга по временному проживанию).

Согласно пункту 1 статьи 418.4 Налогового кодекса налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость оказываемой услуги по временному проживанию без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса предусматривается, что сумма туристического налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу.

Учитывая изложенное, обязанность по уплате туристического налога возникает в отношении услуги по временному проживанию, оказание которой и полный расчет за оказание которой осуществлены в период действия туристического налога на территории муниципального образования.

Исходя из положений статей 418.4, 418.7 Налогового кодекса применительно к услуге, являющейся объектом налогообложения туристическим налогом (статья 418.3 Налогового кодекса), моментом осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу (организация или физическое лицо), является момент оплаты полной стоимости такой услуги.

При этом вопросы формирования стоимости услуги по временному проживанию физических лиц Налоговым кодексом не регулируются.

Предъявление суммы туристического налога лицу, приобретающему услугу по временному проживанию, а также выделение суммы туристического налога в расчетных документах Налоговым кодексом не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.02.2025 N 03-05-04-06/19284

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль при применении метода начисления расходов на модификацию программы для ЭВМ.

Ответ:

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), а также расходы на адаптацию и модификацию этих программ для ЭВМ, баз данных. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 Кодекса, и определяются с учетом положений статей 318 – 320 Кодекса.

При этом расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, налогоплательщик, применяющий метод начисления, учитывает расходы на модификацию программы для ЭВМ с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.02.2025 N 03-03-06/2/16813

Вопрос:

О переносе на будущее убытков, полученных до 2025 г. российской IT-организацией, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок переноса убытков на будущее для целей налогообложения прибыли организаций регулируется статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

С 01.01.2025 вступили в силу изменения в статью 283 Кодекса, внесенные Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” (далее – Федеральный закон N 259-ФЗ).

При этом пунктом 14 статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ предусмотрено, что действие положений абзаца второго пункта 1 и пункта 2.1 статьи 283 Кодекса (в редакции Федерального закона N 259-ФЗ) распространяется на убытки, полученные за налоговые периоды начиная с 2025 года. Убытки, полученные до 2025 года, уменьшают налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода по правилам статьи 283 Кодекса (без учета изменений, внесенных Федеральным законом N 259-ФЗ).

Так, согласно пункту 2.1 статьи 283 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2025, в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года налоговая база по налогу на прибыль организаций за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные пунктами 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10, 1.14 статьи 284 и пунктами 6 и 7 статьи 288.1 Кодекса), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

Следовательно, убытки, полученные до 2025 года российской организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, применяющей налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в том числе убытки, полученные до начала применения указанной налоговой ставки), уменьшали до 2025 года (в том числе в период применения налоговой ставки в размере 0 процентов) и продолжают уменьшать в текущем отчетном (налоговом) периоде налоговую базу с учетом 50-процентного ограничения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2025 N 03-03-06/1/14307

Вопрос:

Об учете районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для целей налога на прибыль.

Ответ:

Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно положениям статьи 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Таким образом, районный коэффициент, устанавливаемый к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, рассчитанные на основании положений ТК РФ, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2025 N 03-03-06/1/8075

=============================================================================

Похожие записи