Консультации по бухучету и налогообложению от 29.12.2023

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка «Разъясняющие письма органов власти» системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении коэффициента 1,5 при формировании первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования и определении убытка при его реализации в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании абзаца третьего пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.04.2023 N 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее соответственно — Кодекс, Федеральный закон N 159-ФЗ) при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством Российской Федерации, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5.

Как следует из пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 159-ФЗ, положения пункта 1 статьи 257 Кодекса (в редакции Федерального закона N 159-ФЗ) применяются к правоотношениям по определению первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе применять коэффициент 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость основного средства, являющегося высокотехнологичным оборудованием, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования, при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение такого коэффициента.

При этом под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Имущество, не отвечающее указанным критериям, для целей налога на прибыль организаций основным средством не признается, и, соответственно, положения абзаца третьего пункта 1 статьи 257 Кодекса в отношении такого имущества не применяются.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества, которая определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса как разница между первоначальной стоимостью основных средств и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Согласно пункту 3 статьи 268 Кодекса, если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика.

В свою очередь, при реализации амортизируемого имущества, при формировании первоначальной стоимости которого применялись положения абзаца третьего пункта 1 статьи 257 Кодекса, убыток от реализации такого амортизируемого имущества признается равным нулю (абзац второй пункта 3 статьи 268 Кодекса).

Дополнительно отмечается, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.10.2023 N 03-03-06/1/103773

Вопрос:

О налогообложении роялти, полученных казахстанской организацией от источника в РФ.

Ответ:

Порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Налогового кодекса, в валюте выплаты дохода.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса установлено, что к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.

Отмечается, что в соответствии со статьей 7 Налогового кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция) роялти, возникающие в договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Однако согласно пункту 2 статьи 12 Конвенции такие роялти также могут облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но, если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого договаривающегося государства, налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти.

Таким образом, Конвенция предоставляет договаривающемуся государству, в котором возникают роялти, первоочередное право налогообложения доходов в виде роялти по ставке, не превышающей 10 процентов, при условии, что это предусмотрено национальным законодательством, и при представлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, подтверждений, установленных пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса.

Устранение двойного налогообложения между договаривающимися государствами производится с учетом статьи 23 Конвенции.

Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Следовательно, договором стороны могут определять взаимные права и обязанности только в сфере гражданско-правовых отношений и не могут устанавливать публичные обязанности, в том числе обязанности по исчислению и уплате налогов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2023 N 03-08-05/103350

Вопрос:

О признании задолженности гражданина-банкрота безнадежной для целей налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее — освобождение гражданина от обязательств). Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Закона N 127-ФЗ, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными к взысканию) установлен пунктом 2 статьи 266 НК РФ и является закрытым.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Законом N 127-ФЗ.

Таким образом, если в соответствии с положениями Закона N 127-ФЗ гражданин-банкрот освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов и его долги считаются погашенными, то для целей налогообложения прибыли соответствующая задолженность признается безнадежным долгом.

В том случае, если в соответствии с Законом N 127-ФЗ гражданин-банкрот не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (его долги не считаются погашенными), основания для признания данной задолженности перед налогоплательщиком безнадежной в целях налогообложения прибыли по рассматриваемому основанию пункта 2 статьи 266 НК РФ отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2023 N 03-03-06/2/102658

Вопрос:

О ставке по налогу на прибыль в отношении дивидендов, полученных российскими организациями и международными холдинговыми компаниями.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом обращается внимание, что к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой по вышеуказанным доходам, полученным международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 Кодекса), признаваемой на дату выплаты таких доходов международной холдинговой компанией, применяется налоговая ставка, предусмотренная подпунктом 1.1 пункта 3 статьи 284 Кодекса (с учетом условий, установленных для ее применения подпунктом 1.1 пункта 3 статьи 284 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2023 N 03-12-11/5/102415

Вопрос:

Об отнесении задолженности к безнадежной в целях налога на прибыль.

Ответ:

Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) событий.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Вышеуказанные основания соотносятся с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) о сроке исковой давности, а также об основаниях прекращения обязательств в соответствии с гражданским законодательством.

Учитывая указанное, безнадежными долгами для целей главы 25 Кодекса признаются, в частности:

долги, по которым истек установленный срок исковой давности (статья 196 ГК РФ);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (статья 419 ГК РФ).

Таким образом, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Кодекса оснований в зависимости от того, что наступило раньше.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2023 N 03-03-06/1/102559

Вопрос:

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающими освобождение от обложения НДС услуг по обращению с ТКО, как применяется данное освобождение к услугам по обращению с ТКО при утрате статуса регионального оператора?

ООО было наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

13 октября 2023 г. ООО лишено статуса регионального оператора. В соответствии с законодательством ООО продолжит исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не применяется. В связи с этим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемые такой организацией, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2023 N 03-07-11/102287

Вопрос:

Облагается ли НДФЛ стоимость услуг по санаторно-курортному лечению, оказанных физическим лицам в рамках договора добровольного медицинского страхования?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

В этой связи суммы страховых взносов, уплаченные по договорам добровольного медицинского страхования из средств работодателей за работников, не включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 4 указанной нормы.

В частности, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются выплаты, полученные по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок).

Таким образом, выплаты по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным в пользу работников, на возмещение медицинских расходов застрахованного лица не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, за исключением случая оплаты стоимости санаторно-курортных путевок.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2023 N 03-04-05/102031

Вопрос:

Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 132-ФЗ) туроператор осуществляет деятельность по формированию и продвижению туристского продукта. При этом туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта, а под формированием туристского продукта понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие (ст. 1 Закона N 132-ФЗ)).

Организация осуществляет позаказный учет по реализации сформированных турпакетов, выделяя турпродукты с направлением их реализации — РФ (внутренний и въездной туризм), при этом данные турпакеты формируются в том числе на основании заключаемых агентских договоров с третьими лицами, оказывающими конечным потребителям услуги по размещению и перевозке. Выручка туроператора от реализации таких турпродуктов формируется по таким договорам в том числе за счет агентского вознаграждения, начисляемого туроператору третьими лицами, оказывающими услуги размещения и перевозки.

Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от НДС не применяется при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основании посреднических договоров (поручения, комиссии, агентирования), если иное не предусмотрено НК РФ. При этом пп. 39 п. 3 ст. 149 НК РФ предоставлена целевая специальная льгота для туроператора по НДС при продаже туристских продуктов по внутреннему и въездному туризму.

Верно ли, что поскольку турпакеты по внутреннему и въездному туризму формируются с учетом агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, и выручкой от реализации таких турпакетов у туроператора является агентское вознаграждение от поставщиков размещения и перевозки, то с учетом целевой специальной льготы у туроператора вся полученная выручка по таким турпакетам не облагается НДС?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пунктами 19 и 28 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» на период с 1 июля 2023 года по 30 июня 2027 года включительно от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма, реализуемого туроператором на основании договора о реализации туристского продукта.

В связи с этим предусмотренное подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого являются суммы вознаграждения, получаемые организацией на основании агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, не применяется, поскольку в данном случае организацией осуществляется предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе агентских договоров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.10.2023 N 03-07-07/101374

Вопрос:

Облагаются ли НДФЛ компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась?

Ответ:

В части вопроса о налогообложении доходов физических лиц сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным данной нормой.

Учитывая изложенное, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 217 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.10.2023 N 03-04-05/101571

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль субсидий, получаемых в целях финансирования переноса инженерных сетей и сооружений в связи с созданием новых объектов капитального строительства.

Ответ:

Порядок учета субсидий для целей налога на прибыль организаций, получаемых коммерческими организациями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в зависимости от целей их предоставления.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Учет полученных субсидий для целей налога на прибыль организаций регулируется пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, согласно которому средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, учитываются в составе внереализационных доходов.

Положением абзаца восьмого пункта 4.1 статьи 271 НК РФ предусмотрено, что денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе через третьих лиц, в целях финансирования выполняемых работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признаются в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ для учета субсидий.

С учетом изложенного положения пункта 4.1 статьи 271 НК РФ могут быть применимы также к доходам в виде компенсации потерь собственникам инженерных сетей и сооружений, понесенных ими в связи со сносом и восстановлением их имущества, в случае если компенсация производится в денежной форме и носит безвозмездный характер, а именно отсутствует встречная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав от собственника инженерных сетей и сооружений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.10.2023 N 03-03-05/97904

Похожие записи