Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налогоплательщиках НДС и об НДС при реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями.

Ответ:

На основании статьи 143 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС) признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщиками НДС не являются.

Вместе с тем следует учитывать, что поскольку НДС является налогом на потребление, то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей, то при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам сумма НДС, исчисленная налогоплательщиками этого налога, включается в цены реализуемых ими товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств, получаемых с покупателей (конечных потребителей).

В соответствии с положениями Кодекса право на возврат НДС имеют налогоплательщики этого налога в случае излишней уплаты налога в бюджет, а также в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, подлежащим налогообложению.

Возврат НДС физическим лицам – гражданам Российской Федерации, не являющимся налогоплательщиками НДС, Кодексом не предусмотрен.

Что касается применения НДС при реализации коммунальных услуг, то на основании подпунктов 29 и 29.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, а также организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, у вышеуказанных поставщиков коммунальных услуг, являющихся налогоплательщиками НДС, операции по реализации коммунальных услуг облагаются НДС в общеустановленном порядке. При этом на основании пункта 6 статьи 168 Кодекса при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).

Также отмечается, что согласно пункту 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган.

В связи с этим в случае если управляющая организация в установленном порядке отказалась от освобождения от налогообложения НДС коммунальных услуг, поименованных в подпунктах 29 и 29.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данные услуги, оказываемые этой управляющей организацией, подлежат налогообложению НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2024 N 03-07-11/96166

Вопрос:

Об НДС с 01.01.2025 при превышении суммы доходов ИП, применяющего УСН, 60 млн руб.

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом подпунктом “г” пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что, если в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя, указанного в абзаце третьем пункта 1 статьи 145 Кодекса, сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысила в совокупности 60 миллионов рублей, такие индивидуальные предприниматели начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение, начинают исполнять обязанности налогоплательщика.

Таким образом, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное превышение, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не имеет основания для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2024 N 03-07-11/95981

Вопрос:

О налоге на прибыль с компенсации расходов, возникающих при осуществлении работ по переносу, переустройству основных средств в рамках создания объектов капитального строительства.

Ответ:

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

Указанные положения применяются в отношении доходов, полученных налогоплательщиком при выполнении сторонними организациями работ по переносу, переустройству принадлежащих ему объектов основных средств в случае создания или реконструкции иного объекта (объектов) капитального строительства, профинансированного, в свою очередь, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Доходы, полученные налогоплательщиками в качестве компенсации понесенных ими расходов, возникающих при осуществлении работ по переносу, переустройству их основных средств в рамках создания упомянутых объектов капитального строительства, не подпадают под действие нормы подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ и подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом понесенные налогоплательщиком расходы также подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2024 N 03-03-06/1/96300

Вопрос:

О применении НДС ресурсоснабжающими и управляющими организациями, применяющими УСН с 01.01.2025, а также об учете доходов управляющими организациями.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики налога на добавленную стоимость (далее – НДС) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 6 данной статьи Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).

Поэтому ресурсоснабжающие организации и управляющие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с 1 января 2025 года и признаваемые налогоплательщиками НДС с указанной даты, при реализации потребителям, соответственно, коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащих налогообложению НДС, сумму НДС включают в цены (тарифы) этих работ (услуг).

Также обращается внимание, что подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения НДС при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Что касается учета доходов управляющими организациями, применяющими УСН, то в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими УСН, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья, управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В этой связи управляющие организации, применяющие УСН, не включают в состав доходов денежные средства, полученные от потребителей в многоквартирном доме в счет оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, в полном объеме перечисляемые ресурсоснабжающим организациям.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2024 N 03-07-11/96415

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице, которой присвоена категория, оказывающей оздоровительные услуги по путевкам или курсовкам.

Ответ:

Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что с 1 июля 2022 года налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом в соответствии с абзацем вторым подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта применяются по 30 июня 2027 года включительно, если иное не установлено абзацем третьим подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 132-ФЗ) под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее – Положение), в зависимости от вида и категории гостиниц.

Таким образом, если в соответствии с требованиями Положения средство размещения классифицировано в качестве гостиницы, виды которой указаны в пункте 5 Положения, то при реализации оздоровительной организацией или организацией отдыха услуг по предоставлению мест для временного проживания в таком средстве размещения применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов, установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В случае если оздоровительной организацией или организацией отдыха указанное средство размещения используется для оказания оздоровительных услуг и услуг отдыха, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, при реализации данных услуг применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2024 N 03-07-11/95842

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

Поскольку операции по передаче имущественных прав на нежилые помещения в указанных перечнях не поименованы, такие операции признаются объектом налогообложения.

Что касается порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при передаче имущественных прав на нежилые помещения, то согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 155 Кодекса при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.

При этом статьей 155 Кодекса особенности определения налоговой базы при передаче прав на нежилые помещения не установлены.

Вместе с тем в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 13640/09 указано, что имущественные права на недвижимое имущество и на имущество, перечисленное в пункте 3 статьи 155 Кодекса, отнесены к одному виду объектов гражданских прав и их правовой режим применительно к вопросам исчисления налога на добавленную стоимость, в случае если законодательство о налогах и сборах не установило исключений, должен определяться одинаково. Следовательно, при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения налог на добавленную стоимость следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 Кодекса, то есть с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.

Учитывая изложенное, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при передаче имущественных прав на нежилые помещения следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2024 N 03-07-11/95743

Вопрос:

Об уплате с 01.01.2025 НДС организацией, применяющей УСН, в том числе в отношении услуг общественного питания.

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с 1 января 2025 года.

При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и не имеющей оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

Так, согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются услуги общественного питания, оказываемые организацией через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения НДС, условий, предусмотренных данным подпунктом.

Таким образом, организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, либо начавшая исполнять обязанности налогоплательщика НДС после утраты освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, вправе в отношении оказываемых услуг общественного питания применять освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.

Что касается иных операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемых указанной организацией, то на основании подпункта “б” пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, либо начавшая исполнять обязанности налогоплательщика НДС после утраты освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав производить налогообложение соответствующих операций по налоговой ставке НДС в размере 5 процентов при условии, что у такой организации сумма доходов, определяемых в установленном порядке, не превысила в совокупности 250 миллионов рублей.

При этом обращается внимание, что согласно подпункту “в” пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ организация обязана применять налоговую ставку по НДС в размере 5 процентов в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который представлена налоговая декларация по НДС, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению НДС по этой налоговой ставке, если иное не предусмотрено Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2024 N 03-07-11/95848

Вопрос:

Об НДС при получении ИП, применяющим УСН, сумм оплаты после 01.01.2025 за реализованные ранее товары (работы, услуги).

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2025 года (далее – Кодекс), индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы НДС, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса. Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые указанным индивидуальным предпринимателем до 1 января 2025 года, НДС не облагаются.

В этой связи включать в налоговую базу по НДС суммы оплаты, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему, после 1 января 2025 года за товары (работы, услуги), реализованные им в период до 1 января 2025 года, оснований не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2024 N 03-07-11/95799

Вопрос:

О применении ИП ставки НДС 0% при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице и сопутствующих услуг с 1 сентября 2024 г.

Ответ:

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) обложение налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС. В связи с этим при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, облагаемых НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, налоговая база определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853, состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее – Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы и предусмотрен разделами VII – VIII приложения N 4 к Положению.

Следовательно, при реализации налогоплательщиками НДС услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей, налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII – VIII приложения N 4 к Положению.

Согласно пункту 2 Изменений, которые вносятся в Положение о классификации гостиниц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 596 (далее – постановление N 596), раздел VII приложения N 4 к Положению дополняется услугами тренажерного зала или зала для фитнеса, СПА-услугами, услугами доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, услугами конференц-зала, услугами охраняемой автостоянки или подземного паркинга.

Пунктом 3 постановления N 596 установлено, что постановление N 596 вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

Таким образом, если гостиница реализует услуги по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), и при этом в качестве сопутствующих услуг с 1 сентября 2024 года предоставляет клиентам в том числе услуги тренажерного зала или зала для фитнеса, СПА-услуги, услуги доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, услуги конференц-зала, услуги охраняемой автостоянки или подземного паркинга, то в отношении оказываемых индивидуальным предпринимателем таких услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII – VIII приложения N 4 к Положению (в редакции постановления N 596).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2024 N 03-07-11/95729

Вопрос:

Об условиях применения личными фондами ставки налога на прибыль 15%.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.18 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для личных фондов устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 15 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 13 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная налоговая ставка применяется налогоплательщиками при выполнении условия, установленного статьей 284.12 Кодекса, и в порядке, установленном статьей 284.12 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 284.12 Кодекса личный фонд применяет налоговую ставку в размере 15 процентов при условии, что за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов личного фонда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу (за исключением доходов в виде положительной курсовой разницы), более 90 процентов в совокупности составляют следующие доходы:

1) дивиденды;

2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибыли и конвертируемые облигации;

4) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;

5) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;

6) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;

7) доходы от реализации недвижимого имущества;

8) доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, за исключением следующих доходов:

от предоставления в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река – море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств;

от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.

Перечень указанных доходов является закрытым.

Таким образом, доходы организации, поименованные в указанном перечне, включаются в 90-процентную долю доходов личного фонда в целях применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 15 процентов. Доходы, не соответствующие указанному перечню, не подлежат включению в данную долю доходов личного фонда.

Также следует отметить, что поскольку на основании статьи 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации личный фонд является некоммерческой организацией, то на него распространяются специальные нормы налогообложения прибыли организаций, предусмотренные для некоммерческих организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2024 N 03-03-06/1/96018

Похожие записи