Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при уступке покупателем права требования по договору, если перечислена оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), и о переоформлении счета-фактуры.

Ответ:

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом следует учитывать, что согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, в случае уступки покупателем права требования по договору на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в соответствии с условиями которого покупателем перечислены продавцу суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), восстановление покупателем сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету в отношении сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных продавцу в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), производится при уступке покупателем указанного права требования.

Что касается переоформления счета-фактуры, выставленного продавцом покупателю при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), на нового покупателя, которому переданы права требования по договору на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), то такое переоформление счета-фактуры положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.07.2023 N 03-07-11/64532

Вопрос:

Об исполнении обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при выплате иностранной организации доходов, выраженных в иностранной валюте.

Ответ:

Подпунктами 1 и 5 пункта 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что совокупная обязанность по уплате налогов формируется и подлежит учету на едином налоговом счете организации, в том числе являющейся налоговым агентом, в рублях на основе:

– налоговых расчетов, которые представлены в налоговый орган, – со дня представления налоговых расчетов, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов;

– уведомлений об исчисленных суммах налогов, представленных в налоговый орган, – со дня представления в налоговый орган таких уведомлений, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов и до дня представления налогового расчета по соответствующему налогу, указанному в уведомлении.

По общему правилу подпункта 1 пункта 7 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Кодекса.

Пунктом 16 статьи 45 Кодекса установлено, что правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются на налоговых агентов.

Срок уплаты налога на прибыль организаций при выплате иностранным организациям доходов от источников в Российской Федерации установлен пунктами 2 и 4 статьи 287 Кодекса, в соответствии с которой соответствующие суммы налога должны быть перечислены налоговым агентом не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

В соответствии с пунктом 14 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

Таким образом, поскольку сумма налога, удержанного из доходов иностранной организации, выплаченных в иностранной валюте, учитывается в совокупной обязанности на основе налоговых расчетов (уведомлений об исчисленных суммах налога) не ранее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты таких доходов, сумма налога в рублях определяется по официальному курсу валют, установленному Банком России на эту дату.

В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, согласно пункту 9 статьи 58 Кодекса в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета), налогоплательщики, налоговые агенты представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов.

Таким образом, на момент наступления срока исполнения обязанности по представлению налогового расчета (уведомления об исчисленных суммах налогов) налоговый агент не может определить итоговый размер налогового обязательства в рублях.

Следовательно, в указанной ситуации при выплате иностранной организации доходов, выраженных в иностранной валюте, представление налоговым агентом налогового расчета по итогам соответствующего отчетного периода (уведомления об исчисленных суммах) в период после 25-го, но до 28-го числа (включительно) соответствующего месяца не должно рассматриваться в качестве нарушения срока представления налогового расчета (уведомления об исчисленных суммах налогов) и в качестве основания для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом.

Одновременно отмечается, что удержание налога в валюте выплаты дохода, исчисленного налоговым агентом при выплате дохода от источников в Российской Федерации, и последующее перечисление (уплата) налога (в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода) являются двумя отдельными операциями.

Пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога (пункт 14 статьи 45 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.07.2023 N 03-08-05/64517

Вопрос:

Об определении прибыли (убытка) КИК в целях налога на прибыль, в том числе с применением аудиторского заключения.

Ответ:

Статьей 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов:

1) по данным ее финансовой отчетности (подпункт 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса);

2) по правилам, установленным главой 25 Кодекса для налогоплательщиков – российских организаций (подпункт 2 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса).

В случае невыполнения условий, установленных пунктом 1.1 статьи 309.1 Кодекса, а также по выбору налогоплательщика – контролирующего лица (с учетом положений абзаца второго пункта 1.3 статьи 309.1 Кодекса и положений пункта 1.4 статьи 309.1 Кодекса) прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса (за исключением положений, установленных абзацами первым и вторым пункта 2 и пунктами 3 – 5, 7 статьи 309.1 Кодекса).

Таким образом, при определении прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса применяются правила (включая правила переноса убытков), установленные главой 25 Кодекса для налогоплательщиков – российских организаций (в том числе положения пункта 2.1 статьи 283 Кодекса).

При этом также необходимо учитывать положения пункта 7.1 статьи 309.1 Кодекса, в соответствии с которыми убыток контролируемой иностранной компании, определенный одним из способов, установленных пунктом 1 статьи 309.1 Кодекса, не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком – контролирующим лицом не представлено уведомление о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток.

Одновременно в отношении использования аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании для целей определения прибыли такой компании в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса отмечается следующее.

Исходя из положений статьи 309.1 Кодекса для целей определения прибыли контролируемой иностранной компании может быть использовано аудиторское заключение, которое составлено в соответствии с требованиями международных стандартов аудита.

При этом обращается внимание, что Кодекс не содержит требований о местонахождении лица, осуществляющего аудит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.07.2023 N 03-12-11/2/64488

Вопрос:

Об условиях применения пониженной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа страховых взносов организациями радиоэлектронной промышленности.

Ответ:

Исходя из положений пункта 1.16 статьи 284, подпункта 18 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (далее – Реестр), установлены налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов и налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента.

Согласно пункту 1.16 статьи 284 и пункту 14 статьи 427 Кодекса указанные налоговые ставки и единый пониженный тариф страховых взносов применяются при условии, что по итогам отчетного (налогового – для налога на прибыль организаций, расчетного – для страховых взносов) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.16 статьи 284 и пункте 14 статьи 427 Кодекса.

Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, вправе применять указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов при одновременном выполнении условий о включении данной организации в Реестр и о необходимой доле доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности.

В частности, согласно абзацу шестому пункта 1.16 статьи 284 и абзацу пятому пункта 14 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности включаются доходы от реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией.

При этом, учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, по вопросам отнесения конкретных видов произведенной организацией на основе собственных разработок продукции к электронной компонентной базе (электронным модулям) следует обращаться в Минпромторг России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.07.2023 N 03-03-06/1/64153

Вопрос:

Об определении первоначальной стоимости имущества, созданного в рамках концессионного соглашения, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Федеральный закон) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, – как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Абзацем одиннадцатым пункта 1 статьи 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Поскольку исходя из текста вопроса в рамках концессионного соглашения имущество в качестве объекта концессионного соглашения не получено от концедента, а создается, первоначальная стоимость такого имущества для целей налогообложения прибыли организаций определяется в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2023 N 03-03-06/1/63557

Вопрос:

Об определении показателя Д2 при исчислении налога на прибыль в отношении дивидендов.

Ответ:

Согласно пункту 5 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика – получателя дивидендов, не указанного в пункте 6 статьи 275 НК РФ, исчисляется налоговым агентом в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = К x СН x (Д1 – Д2), где

Н – сумма налога, подлежащего удержанию;

К – отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика – получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией;

СН – налоговая ставка, установленная подпунктами 1 – 2.1 пункта 3 статьи 284 НК РФ;

Показатель Д1, используемый в формуле, включает в себя общую сумму дивидендов, подлежащую распределению российской организацией в пользу всех получателей.

Показатель Д2 определяется на момент распределения дивидендов в пользу всех налогоплательщиков – получателей дивидендов. Согласно положениям статьи 275 НК РФ указанный показатель представляет собой общую сумму дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах (за исключением дивидендов, перечисленных в абзаце седьмом пункта 5 статьи 275 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков – получателей дивидендов, при условии, что указанная сумма дивидендов ранее не учитывалась при определении суммы налога по формуле, предусмотренной пунктом 5 статьи 275 НК РФ, и (или) при расчете величины зачета налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 3.1 статьи 214 НК РФ.

При этом под моментом получения дивидендов в контексте положений статьи 275 НК РФ понимается дата принятия решения обществом о распределении (выплате) дивидендов.

Таким образом, сумма налога на прибыль в отношении дивидендной налоговой базы (Д1 – Д2) определяется налоговым агентом на момент распределения дивидендов, то есть на дату принятия обществом решения о распределении (выплате) дивидендов.

Датой получения внереализационного дохода в виде дивидендов признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подпункт 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

Учитывая указанное, при определении показателя Д2 учитываются все суммы дивидендов, полученные налогоплательщиком на момент распределения дивидендов, за исключением ранее учтенных при определении налоговой базы по доходам в виде дивидендов.

При этом следует принимать во внимание, что суммы дивидендов, участвующие в расчете показателя Д2, учитываются в указанном показателе после уплаты налогоплательщиком с них налога на прибыль, то есть после налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2023 N 03-03-06/2/63495

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении доходов владельцами структурных облигаций, ипотечным агентом или специализированным обществом.

Ответ:

Согласно статье 27.1-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” под структурными облигациями понимаются облигации, предусматривающие право их владельцев на получение выплат по ним в зависимости от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных абзацем вторым подпункта 23 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

В этой связи выплаты, предусмотренные по условиям эмиссии владельцам структурных облигаций, признаются процентным доходом в целях налогообложения.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в статье 251 Кодекса, и их перечень является закрытым.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом или специализированным обществом в связи с их уставной деятельностью.

Специализированными обществами согласно статье 15.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” являются специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования. Статус, цели, задачи и предмет деятельности таких обществ определены названным Федеральным законом.

Правовой статус ипотечного агента определен Федеральным законом от 11.11.2003 N 152-ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.07.2023 N 03-03-06/2/63162

Вопрос:

Об учете IT-организацией на УСН доходов от установки, тестирования и сопровождения программ для ЭВМ, баз данных собственной разработки в целях применения пониженного тарифа страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее – ИТ-организация) условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в указанном пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Указанные условия для применения единого пониженного тарифа страховых взносов должны выполняться ИТ-организацией одновременно.

При этом единый пониженный тариф страховых взносов применяется ИТ-организацией независимо от используемой системы налогообложения, в том числе упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).

Исходя из положений абзацев восьмого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к вышеупомянутым доходам, в частности, относятся:

– от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, базы данных);

– от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных.

Таким образом, под заказными программами для ЭВМ, базами данных понимаются программы для ЭВМ, базы данных, услуги (работы) по разработке, адаптации, модификации которых осуществляла данная ИТ-организация для заказчика.

Учитывая изложенное, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в целях применения единого пониженного тарифа страховых взносов в необходимую долю доходов от профильной деятельности вправе включить доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку, адаптацию, модификацию которых осуществляла сама ИТ-организация.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.07.2023 N 03-15-05/62559

Вопрос:

О расчете доли российской недвижимости в активах организации в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль при реализации акций (долей участия в уставном капитале).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

Указанное положение применяется при соблюдении требований, установленных пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.

Как указано в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ, с учетом требования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций и (или) иностранных организаций, при условии, что эти акции (доли) составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.

Учитывая указанное, в целях применения нулевой ставки налога на прибыль, установленной пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ, расчет доли российской недвижимости в активах организации осуществляется на основании балансовой стоимости активов, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации акций (долей участия в уставном капитале).

При этом, если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете актив подлежит отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, он участвует в определении доли активов для целей применения пункта 2 статьи 284.2 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.07.2023 N 03-03-06/1/62627

Вопрос:

О страховых взносах с выплат физлицу за использование его изображения; об НДФЛ с вознаграждений иностранным высококвалифицированным специалистам.

Ответ:

Об обложении страховыми взносами выплат в пользу физического лица за использование его изображения

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случае, когда гражданин позировал за плату.

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” указано, что согласие на обнародование и использование изображения гражданина представляет собой сделку.

На основании пункта 1 статьи 154 Гражданского кодекса сделки могут быть двухсторонними (договоры).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Учитывая изложенное, выплаты в пользу физического лица за предоставление согласия на использование его изображения, а также за позирование, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты по гражданско-правовым договорам возмездного оказания услуг.

Об обложении налогом на доходы физических лиц вознаграждений иностранным высококвалифицированным специалистам

В общем случае согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

На основании статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, – только от источников в Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 224 Кодекса предусмотрено, что налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 224 Кодекса.

Согласно пункту 3.1 статьи 224 Кодекса в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, указанных, в частности, в абзаце четвертом пункта 3 статьи 224 Кодекса, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

13 процентов – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы соответствующих доходов, превышающей 5 миллионов рублей, – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей.

Таким образом, налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц, установленная пунктом 3.1 статьи 224 Кодекса, для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, на основании абзаца четвертого пункта 3 статьи 224 Кодекса применяется в отношении доходов от трудовой деятельности, в случае если такая деятельность осуществлялась налогоплательщиком в качестве высококвалифицированного специалиста.

В отношении иных доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 процентов, за исключением доходов, которые подлежат налогообложению по иным ставкам.

Доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке с применением соответствующей налоговой ставки, предусмотренной статьей 224 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.07.2023 N 03-15-06/62560

Похожие записи