Консультации по бухучету и налогообложению от 17.05.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении доходов, полученных иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) в РФ взаимозависимому лицу.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации.

В целях подпункта 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2024 N 03-08-05/26658

Вопрос:

О сроке хранения документов, подтверждающих объем понесенного убытка, уменьшающего налоговую базу текущего налогового периода, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Применительно к отдельным обстоятельствам и конкретным налогам Кодексом установлены обязанности по хранению иных документов, а также иные сроки их хранения.

Положения статьи 283 Кодекса предусматривают право плательщика налога на прибыль организаций, понесшего убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее); при этом налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса.

Пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

При этом согласно пункту 4 статьи 283 Кодекса налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Таким образом, если налогоплательщик налога на прибыль организаций воспользовался правом, предусмотренным статьей 283 Кодекса, у него возникает обязанность хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков, вне зависимости от проведенных за периоды получения убытков выездных налоговых проверок.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2024 N 03-03-06/2/26403

Вопрос:

Об освобождении от НДС выполняемых соисполнителями опытно-конструкторских работ (части работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств.

Ответ:

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) договор на выполнение опытно-конструкторских работ может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

Также согласно пункту 2 статьи 770 Гражданского кодекса при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.

Статьей 149 Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, не установлен.

Вместе с тем основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ.

Учитывая изложенное, выполняемые соисполнителями опытно-конструкторские работы (часть работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.03.2024 N 03-07-07/25824

Вопрос:

О приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций в банках и переводов их электронных денежных средств.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 указанной статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.

В случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 101 Кодекса, приостановление операций по счетам в банке признается обеспечительной мерой.

Установленный статьей 76 Кодекса порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков-организаций в банках и переводов их электронных денежных средств по основаниям, предусмотренным статьей 76 Кодекса и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса, подлежит безусловному исполнению банками (пункт 6 статьи 76 Кодекса).

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.03.2024 N 03-02-08/26307

Вопрос:

О ставке НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов производится при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Перечень международных организаций, в отношении которых применяются нормы указанного подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время перечень международных организаций, в отношении которых применяется положение вышеуказанной нормы Кодекса, утвержден Приказом МИД России и Минфина России от 24 марта 2014 г. N 3913/ 19н.

Одновременно сообщается, что в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, не включенными в перечень, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.03.2024 N 03-07-08/25984

Вопрос:

Об НДС при заключении безвозмездного опционного договора, предусматривающего право управомоченной стороны потребовать передачи ценных бумаг.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 429.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество) и при этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается. Опционным договором может быть предусмотрено, что требование по опционному договору считается заявленным при наступлении определенных таким договором обстоятельств.

За право заявить требование по опционному договору сторона уплачивает предусмотренную таким договором денежную сумму, за исключением случаев, если опционным договором, в том числе заключенным между коммерческими организациями, предусмотрена его безвозмездность либо если заключение такого договора обусловлено иным обязательством или иным охраняемым законом интересом, которые вытекают из отношений сторон (пункт 2 статьи 429.3 Гражданского кодекса).

Принимая во внимание, что при заключении безвозмездного опционного договора, предусматривающего право управомоченной стороны потребовать передачи ценных бумаг, операций по реализации ценных бумаг, а также передаче имущественных прав не осуществляется, оснований для исчисления налога на добавленную стоимость на дату заключения такого опционного договора не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2024 N 03-07-11/24838

Вопрос:

Об НДС в отношении оказываемых населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Ответ:

В соответствии с абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку понятие “услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий” Кодексом не предусмотрено, при решении вопросов применения освобождения от налогообложения следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 329-ФЗ).

Таким образом, услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным Федеральным законом N 329-ФЗ, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2024 N 03-07-07/24805

Вопрос:

О страховых взносах в отношении вознаграждения, выплачиваемого управляющей организацией председателю совета МКД.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Действующими положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для вышеупомянутых плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

Исходя из положений норм частей 2 и 3 статьи 161, частей 1, 6 и 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), избираются члены совета МКД и председатель совета МКД, а также принимается решение о выплате данным лицам вознаграждения. Такое решение должно содержать условия и порядок его выплаты, а также порядок определения его размера.

Поскольку председатель и члены совета МКД избираются собственниками помещений в МКД для того, чтобы осуществлять обязанности в рамках полномочий, установленных частями 5, 7 и 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса, то правоотношения, возникающие между такими лицами и собственниками помещений в МКД, признаются трудовыми, учитывая в том числе, что положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают в результате избрания на должность, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя даже в том случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” в упомянутую статью 420 Налогового кодекса внесены изменения уточняющего характера в части отнесения к выплатам в рамках трудовых отношений вознаграждений в пользу членов совета МКД, включая председателя совета МКД, избранных собственниками помещений в МКД в соответствии с положениями Жилищного кодекса, начисляемых уполномоченной управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Учитывая, что размер вознаграждения председателя совета МКД, в соответствии с пунктом 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, управляющая организация не может его уменьшать на сумму страховых взносов, начисляемых на данное вознаграждение.

Таким образом, трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация, которую собственники помещений в МКД от своего имени уполномочили производить выплаты вознаграждения указанному лицу, является плательщиком страховых взносов и начисляет страховые взносы на сумму такого вознаграждения за счет средств, переданных управляющей организации собственниками помещений в МКД для целей исполнения обязательств по договору управления МКД, к которым относится в том числе уплата обязательных платежей по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2024 N 03-15-06/25103

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с командировками работников и поездками работников с разъездным характером работ.

Ответ:

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики в целях налогообложения налогом на прибыль организаций уменьшают полученные доходы на осуществленные ими обоснованные и документально подтвержденные расходы (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктами 12 и 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и реализацией, а также, в частности, следующие затраты на командировки: расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; расходы на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Учитывая, что указанный перечень расходов не является исчерпывающим, а также то, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками и поездками работников с разъездным характером работ, определяются работодателем-организацией коллективным договором или локальным нормативным актом, иные расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, при условии, что возмещение указанных затрат предусмотрено локальным нормативным актом организации, и при соответствии их положениям статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2024 N 03-03-06/1/25042

Вопрос:

О восстановлении и использовании сумм резервов на возможные потери по ссудам в целях налога на прибыль в случае отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций.

Ответ:

Согласно пункту 4 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций суммы резервов на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном данной статьей, и не полностью использованные банком на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, до отзыва (аннулирования) у него лицензии на осуществление банковских операций, не подлежат восстановлению в составе доходов такой организации.

При этом суммы резервов на возможные потери по ссудам, сформированные до даты отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций, после отзыва (аннулирования) лицензии фиксируются и используются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Из указанных норм следует, что сумма резерва на возможные потери по ссудам по состоянию на дату отзыва (аннулирования) у кредитной организации лицензии фиксируется и восстановлению в составе доходов на эту дату в целях налогообложения прибыли не подлежит. Отчисления в указанный резерв после отзыва у банка лицензии для целей главы 25 НК РФ не осуществляются.

При этом в случае дальнейшего погашения (или иного выбытия) ссудной задолженности, под которую формировался резерв, соответствующая сумма ранее учтенных расходов подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов.

Таким образом, порядок использования резерва на возможные потери по ссудам в случае отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций в целях главы 25 НК РФ урегулирован.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2024 N 03-03-06/2/25023

Похожие записи