Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка “Разъясняющие письма органов власти” системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Ответ:

В соответствии с нормой абзаца шестого подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку понятие “услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий” Кодексом не предусмотрено, при решении вопросов применения освобождения от налогообложения следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 329-ФЗ), которым определены такие понятия, как “физкультурные мероприятия”, “физкультурно-оздоровительная услуга” и “спортивные мероприятия”.

Таким образом, услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным Федеральным законом N 329-ФЗ, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2024 N 03-07-11/54274

Вопрос:

О зачете налога, уплаченного в иностранном государстве, при уплате налога на прибыль, если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток и налоговая база равна нулю.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, за исключением налога, уплаченного с доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 251 НК РФ, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Сумма налога, уплаченного налогоплательщиком на территории иностранного государства, засчитывается при уплате этой организацией налога на прибыль организаций, исчисленного за налоговый период, в котором при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций были учтены соответствующие доходы, полученные на территории иностранного государства. Зачет иностранного налога в иные налоговые периоды положениями главы 25 НК РФ не предусмотрен.

Следовательно, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток и в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база по налогу на прибыль организаций признается равной нулю, то возможность зачета сумм уплаченного на территории иностранного государства налога в ином отчетном (налоговом) периоде не предусмотрена.

При этом обращается внимание, что налогоплательщик, получив соответствующие подтверждающие документы, имеет право уточнить налоговую декларацию, в которой отражена налоговая база с учетом доходов, полученных в иностранном государстве, при соблюдении требований о трехлетнем сроке налоговой давности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.06.2024 N 03-03-06/2/53863

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг эскроу-агента по договору условного депонирования организацией, имеющей лицензию профессионального участника РЦБ на депозитарную деятельность.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения НДС освобождаются услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, в том числе услуги, оказываемые депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, на основании лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности, а также услуги, оказываемые данными организациями, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761 (далее – перечень).

Разделом 4 перечня определены услуги депозитария (в том числе центрального депозитария и депозитария – эмитента российских депозитарных расписок), непосредственно связанные с услугами, которые оказываются депозитарием в рамках лицензируемой деятельности.

Что касается услуг эскроу-агента, оказываемых по договору условного депонирования организацией, имеющей лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, то в перечне такие услуги не поименованы, в связи с чем указанные услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.06.2024 N 03-07-07/54024

Вопрос:

О льготах по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих благотворительную помощь спортивным организациям, детским секциям и кружкам.

Ответ:

Действующими положениями главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для организаций, оказывающих благотворительную помощь, уже предусмотрены соответствующие льготы по налогу на прибыль организаций.

Так, на основании подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ предусмотрена возможность учитывать в целях налогообложения прибыли организаций расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного определенным некоммерческим организациям, в том числе включенным в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО).

Таким образом, благотворительную помощь в целях развития спорта, детских секций и кружков возможно оказывать посредством некоммерческих организаций, включенных в реестр СОНКО, вследствие чего соответствующие расходы уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль благотворителей.

Кроме того, с 01.01.2020 предусмотрена возможность организациям относить к внереализационным расходам, учитываемым в целях налога на прибыль организаций, расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (подпункт 19.4 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Датой осуществления указанных расходов в целях налогообложения прибыли организаций признается дата передачи созданных объектов социальной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (подпункт 11 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

Таким образом, если налогоплательщик создал объект социальной инфраструктуры и безвозмездно передал его в государственную или муниципальную собственность, то расходы на его создание учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, НК РФ уже содержит достаточное количество налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, которыми могут воспользоваться и организации, оказывающие благотворительную помощь в целях развития спортивных организаций, детских секций и кружков.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.06.2024 N 03-03-07/53539

Вопрос:

Об учете доходов IT-организации от предоставления прав использования программного обеспечения в целях применения пониженной ставки налога на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 – 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзаца седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса к доходам, включаемым в 70-процентную долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий, относятся доходы от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением доходов от предоставления указанных прав, если указанные права состоят, в частности, в получении возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств).

Таким образом, если права использования программного обеспечения состоят в получении возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств, то доходы организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, полученные от предоставления таких прав использования программного обеспечения, не включаются в 70-процентную долю доходов этой организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Дополнительно обращается внимание, что на основании пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.06.2024 N 03-03-06/3/53490

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль невозмещаемых заблокированных активов кредитных организаций.

Ответ:

В целях налогообложения прибыли банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) (далее – РВПС) в порядке, предусмотренном статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

РВПС формируется банками по ссудной и приравненной к ней задолженности в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в Положении от 28.06.2017 N 590-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности” (далее – Положение N 590-П), и признается расходом для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ (абзац второй пункта 1 статьи 292 НК РФ).

Учитывая указанное, если невозмещаемые заблокированные активы кредитных организаций в соответствии с Положением N 590-П рассматриваются как ссудная и приравненная к ней задолженность, то соответствующие суммы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов в порядке, определенном соответствующими положениями Банка России.

В этой связи специальное налоговое регулирование по заблокированным активам в виде ссудной и приравненной к ней задолженности не требуется, поскольку зависит от порядка расчета РВПС, установленного регулятором.

Кроме того, как указывалось выше, банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (пункт 3 статьи 266 НК РФ).

Таким образом, под неполученные проценты по долговым обязательствам любого вида, в том числе если это проценты по невозмещаемым заблокированным активам, а также в отношении иной задолженности (кроме зарезервированной по статье 292 НК РФ) банки вправе создавать резерв по сомнительным долгам, суммы которого учитываются в составе расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Учет по методу начисления в доходах сумм процентов, подлежащих получению по невозмещаемым заблокированным активам (если это долговые обязательства), нивелируется учетом соответствующей суммы расхода, отраженного в резерве по сомнительным долгам.

При этом предусмотренный НК РФ порядок резервирования сомнительной задолженности позволяет по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней включить в сумму создаваемого резерва полную сумму выявленной на основании инвентаризации задолженности (подпункт 1 пункта 4 статьи 266 НК РФ).

Исключение составляет процентный доход по еврооблигациям (долговым ценным бумагам иностранных эмитентов), в отношении которого положениями главы 25 НК РФ (с учетом изменений ко второму чтению проекта федерального закона N 577665-8 “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)) предусматривается учет в доходах по факту его получения. По таким доходам, ввиду их кассового метода учета, резерв по сомнительным долгам не формируется.

Учитывая указанное, регулирование порядка налогообложения невозмещаемых заблокированных активов кредитных организаций не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.06.2024 N 03-03-05/53255

Вопрос:

Учредитель на ОСН владеет организацией на ОСН. Организация использует собственное недвижимое имущество в деятельности, облагаемой НДС, – сдает в аренду.

Ранее при строительстве недвижимого имущества организацией был возмещен (принят к вычету) НДС.

Принимается решение выплатить из нераспределенной прибыли недвижимым имуществом дивиденды учредителю (плательщику НДС) на ОСН, который, в свою очередь, будет использовать это недвижимое имущество также в деятельности, облагаемой НДС.

Согласно позиции Министерства финансов РФ при выплате дивидендов недвижимым имуществом передача обществом недвижимого имущества в счет выплаты учредителям дивидендов является объектом налогообложения по НДС.

Если операция по выдаче дивидендов недвижимым имуществом облагается у организации НДС, то должна ли организация выставить счет-фактуру учредителю и может ли ее учредитель – плательщик НДС (юрлицо либо ЗПИФ) принять НДС к вычету от дивидендов, полученных недвижимым имуществом? Если учредитель может принять к вычету НДС от дивидендов недвижимым имуществом, то на основании какого документа (выставленного счета-фактуры)?

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе.

При этом согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе обмен товарами), а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Таким образом, передача недвижимого имущества участнику хозяйственного общества в качестве дивидендов подлежит налогообложению НДС.

Что касается вычетов НДС в отношении недвижимого имущества, полученного участником хозяйственного общества в качестве дивидендов, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС. При этом на основании пункта 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров сумма НДС предъявляется налогоплательщиком покупателю этих товаров к оплате дополнительно к цене реализуемых товаров.

Поскольку при передаче недвижимого имущества в счет выплаты дивидендов сумма НДС хозяйственным обществом к уплате участнику хозяйственного общества не предъявляется, то на основании пункта 19 раздела II Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, счет-фактура, выставленный хозяйственным обществом участнику этого общества при такой передаче имущества, участником хозяйственного общества в книге покупок не регистрируется. Соответственно, вычет НДС, выделенного в таком счете-фактуре, участником хозяйственного общества не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.06.2024 N 03-07-11/52884

Вопрос:

Об учете расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, не соответствующие указанным критериям, в том числе расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, если иное не предусмотрено Кодексом (пункты 16 и 49 статьи 270 Кодекса).

Вместе с тем подпунктом 48.7 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с предоставлением (передачей) имущества, имущественных прав (работ, услуг) безвозмездно в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации.

Также согласно пункту 4 статьи 256 Кодекса амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в случаях если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 274 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.06.2024 N 03-03-06/1/52805

Вопрос:

Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н “Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников” утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников (далее – Номенклатура). Приказ вступил в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2025.

Согласно п. п. 8.4 и 8.5 Номенклатуры должности “медицинский логопед” и “медицинский психолог” отнесены к должностям медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием.

Пунктом 1 ст. 56 и пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ для медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения.

Согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка 0 процентов.

Учитываются ли должности “медицинский логопед” и “медицинский психолог” при расчете необходимого количества медицинских работников для подтверждения медицинской организацией, оказывающей медицинские услуги на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, вышеуказанной налоговой льготы?

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги, перечисленные в указанном подпункте, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее – Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В целях лицензирования приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Таким образом, медицинские услуги, поименованные в вышеуказанном подпункте 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, освобождаются от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии.

Что касается налога на прибыль организаций, то на основании положений пункта 1 статьи 284.1 Кодекса организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.

Таким условием, в частности, является наличие в штате указанной организации в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50 процентов медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).

Учитывая изложенное, организация, осуществляющая медицинскую деятельность, при определении данного критерия для целей применения вышеуказанной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций вправе учитывать только медицинских работников, имеющих сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.06.2024 N 03-07-07/53307

Вопрос:

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2024 N 596 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860” разд. VII Приложения N 4 к Положению о классификации гостиниц (далее – Положение) дополнен новыми видами сопутствующих услуг, оказываемых в гостиницах.

В соответствии с Письмом Минфина России от 27.07.2022 N 03-07-15/73570 “О применении положений подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации” при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера, определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0%, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разд. VII – VIII Приложения N 4 к Положению.

В связи с расширением перечня сопутствующих услуг, указанных в Приложении N 4 к Положению о классификации гостиниц, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1860, актуально ли Письмо Минфина России от 27.07.2022 N 03-07-15/73570?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса с 1 июля 2022 года налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Пунктом 1 статьи 166 Кодекса предусмотрено, что сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 – 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В связи с этим при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, подлежащих налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, налоговая база определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее – Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

На основании абзаца девятого пункта 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее – Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разделами VII – VIII приложения N 4 к Положению.

Таким образом, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII – VIII приложения N 4 к Положению.

Согласно пункту 2 Изменений, которые вносятся в Положение о классификации гостиниц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 596 (далее – постановление N 596), раздел VII приложения N 4 к Положению дополняется услугами тренажерного зала или зала для фитнеса, СПА-услугами, услугами доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, услугами конференц-зала, услугами охраняемой автостоянки или подземного паркинга.

Пунктом 3 постановления N 596 установлено, что постановление N 596 вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Учитывая изложенное, если гостиница реализует услуги по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), и при этом в качестве сопутствующих услуг будет с 1 сентября 2024 года предоставлять клиентам в том числе услуги тренажерного зала или зала для фитнеса, СПА-услуги, услуги доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, услуги конференц-зала, услуги охраняемой автостоянки или подземного паркинга, то в отношении таких услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, будет определяться исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII – VIII приложения N 4 к Положению (в редакции постановления N 596).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.06.2024 N 03-07-11/52082

Похожие записи